Встреча представителей органов государственной власти

 

и представителей  логистического бизнес-сообщества

 

 

 

Стенограмма совмещённая с презентациями

 

  

 

Корчажкин Павел Васильевич –

 

Председатель правления НП «ГПУ ВЭД»

 

Вступительное слово

 

            Сегодняшнюю встречу я рассматриваю как дальнейший диалог, направленный на взаимодействие с органами власти.  На мероприятии присутствует эксперт полномочного представителя президента  в Северо-Западном федеральном округе. Сейчас совершенно меняется фон и поле, на котором мы сможем работать и укреплять усилия бизнес-сообщества при взаимодействии с  органами государственной власти и местной администрации в целях создании благоприятных условий работы транспортно-логистического комплекса. По ходу мероприятия будут выработаны конкретные предложения и высказано мнение профессионального сообщества в отношении концепции таможенных органов, которая была провозглашена как государственная концепция, что не нашло своего официального подтверждения. Развитие нашего сообщества в рамках таможенного союза и наши предложения по совершенствованию таможенных технологий в рамках проекта дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» разработанной Агентством стратегических инициатив, найдут дальнейшею возможность для продвижения и создания благоприятных условий в нашем регионе.

 

            Хочется сказать об инициативе бизнеса - о проекте Саморегулирования таможенных представителей.  Благодаря «Деловой России» и Гильдии данный проект уже прошёл ряд согласований и поддержан на уровне Министерства экономического развития. 22 мая у нас будет встреча с инициативной группой, разработчиками данного проекта  и будет возможность обсудить сам проект.

 

 За столом

 

 Качаев Эльгиз Эдрисович –

 

Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

 

Вступительное слово

 

            Хочу поблагодарить всех, кто пришёл на эту встречу, представителей бизнес-сообщества, представителей торгово-промышленных палат города и Санкт-Петербургское отделение американской торговой палаты в России.

 

            Недавно было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ)  и в рамках АСИ создана дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования». Председатель наблюдательного совета АСИ В.В. Путин поддержал позицию «Деловой России». Есть, политическая воля, есть курс на модернизацию. У нас с Вами есть возможность переломить отношение к бизнесу. Полна решимости  «Деловая Россия». 22 мая в Санкт-Петербург приезжает Сурвилло Виталий Юрьевич – руководитель рабочей группы по «Совершенствованию таможенного администрирования», который будет советоваться с представителями бизнеса Северо-Запада. Многое зависит от нас, мы выступим в роли экспертов и наши решения будут взвешенные и продуманные.

 

 Модератор Чурсина Анастасия Юрьевна –

 

Эксперт по правовым вопросам «Гильдии профессиональных участников ВЭД»

 

Член Экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

 

            Очень важно услышать мнение именно Северо-Западного региона, так как АСИ проделало большую работу, но без учёта с мест сложно доработать комплекс мер для того что бы они эффективно работали в последствии. Уменьшаются транспортные потоки, хаотично закрываются и открываются посты.

 

 

 

Ямалов Артур Вильевич –

 

Председатель Комитета по транспортной логистике и таможенной политике Санкт-Петербургского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия»

 

 «Рынок таможенно-логистических услуг Северо-Запада»

 

Презентация

 

«Рынок таможенно-логистических услуг Северо-Запада» (1,17Mb)

 

pic_57сайт

 

            Целью сегодняшней встречи мы ставили себе выстроить диалог между всеми участниками транспортного процесса: и представителями власти и представителями бизнеса с передовой линии нашей отрасли. Между теми самыми людьми, благодаря воле и усердию которых, крутится колесо грузопотока. Время встречи выбрано также не зря, складывающаяся неблагоприятная для Северо-Западного региона ситуация на глобальном транспортном рынке, просто обязывает нас объединить усилия. Трудно переоценить роль, которую играет Санкт-Петербург и Северо-Западный регион в целом в обеспечении внешнеторгового оборота Российской Федерации. Уникальное месторасположение, позволяющее сводить воедино все основные виды транспорта: водный, воздушный, автомобильный и железнодорожный, сочетаемое с внушительным кадровым и инфраструктурным потенциалом, оставляют наш город вне конкуренции среди других городов России, заслуженно возводя его в ранг логистической столицы. Задача всех российских участников процесса транспортировки грузов, обеспечить высокую конкуренцию Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как глобального логистического региона, с приграничными территориями других стран Балтийского бассейна. 

 

Слайд 2

 

            На этой круговой диаграмме предпринята попытка показать структуру и масштаб рынка таможенно-логистических услуг. Хочу обратить ваше внимание, что мы имеем около 1 400 центров принятия решений, каждый из которых оказывает то или иное влияние на конъюнктуру рынка. То есть, насколько сложен механизм взаимодействия.

 

 Слайд 4

 

            Ярким примером является зима 2010 – 2011 года, когда имиджу Санкт-Петербурга, как транспортного узла, был нанесен серьезнейший урон, от которого мы не можем оправиться до сих пор. Все негативные факторы сошлись в одной точке:

 

Вступивший 29.12.10, на кануне новогодних праздников, федеральный закон N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вместе с внесенными изменениями в ведомственную информационную систему ФТС привел к резкому ухудшению таможенного администрирования.

 

            Что, в свою очередь, фактически привело к остановке таможенного оформления в течение первых 10 дней 2011 года. Грузы стали накапливаться на терминалах порта, что стало замедлять их работу.

 

            Экспедиторские компании и автоперевозчики, как обычно, дружно скрылись в пелене новогодних праздников. Бросив приходящий груз в порту на произвол судьбы, что окончательно затарило порт.

 

            Обильные снегопады увеличили продолжительность кругорейсов автотранспортных средств. И без того поредевший за время кризиса парк автомобилей еще больше снизил эффективность своей работы. Ситуацию добили переполненные стоки порожних контейнеров судоходных линий. Часть машин встала с порожним контейнерным оборудованием. Как результат – ставки на перевозки взлетели до небес.

 

            При этом агенты судоходных линий продолжали начислять сборы за несвоевременный вывоз груженых контейнеров, которые нечем вывозить, демерредж за порожние контейнеры, которые не куда сдавать. Портовые терминалы исправно выставляли счета за хранение.

 

            Экспедиторские компании понуро транслировали весь этот вал счетов конечным нашим с вами клиентам – грузовладельцам.

 

            Последние контейнеры из этого сгустка были вывезены из порта только в конце апреля 2011 года! Как результат банкротства экспедиторских компаний, грузовладельцев, перевод грузопотоков подальше от «гиблого» места: в порты северной Европы, страны Балтии, Черноморский бассейн, Дальний Восток.

 

 Слайд 6

 

            Данный слайд показывает, какой груз ответственности лежит на плечах людей, собравшихся в этом зале: это обеспечение бесперебойной работы предприятий страны и экономики в целом, участие в формировании конечной цены товаров доходящих до конечного потребителя, а значит и уровня инфляции в целом, социальная ответственность. Если к числу занятого населения в отрасли мы добавим членов их семей, …То мы получим население такого прекрасного портового города как Венеция, со всеми его каналами, площадью Сан-Марко и дворцом Дожей.

 

 Слайд 7

 

            Следующий массив информации предоставлен ИАА SeaNews. Он позволяет оценить текущую позицию нашего региона по отношению к внешним ближайшим конкурентам: странам Балтии, Скандинавии и Восточной Европы, а также другим логистическим регионам РФ. На этом слайде я хочу обратить ваше внимание на темпы роста грузопотока по Прибалтике, не трудно догадаться, за счет чьих грузов он обеспечен. Доля РФ конечно достаточно велика, но не менее 15% от общего грузопотока явно идут «мимо нашей кассы».

 

 Слайд 8,9

 

            Проиллюстрировано соотношение грузопотоков различных областей РФ. Незначительный отрыв в весовых параметрах…

 

Достойно восполняется в контейнерном исчислении, благодаря высокой концентрации высокотехнологичных контейнерных терминалов в нашем регионе. В целом картина радует, однако, как уже говорилось сегодня, риск перетекания грузопотока на Дальний Восток очень велик.

 

 Слайд 10

 

            На следующем слайде следует обратить внимание на темпы роста по Риге и Таллинну, прежде всего за счет потенциально наших грузов, чему способствует развитие ж/д сервисов по доставке в Московский транспортный узел. При этом я боюсь, что высокая динамика 1 квартала 2012 обусловлена погодными условиями 1 квартала 2011 года, о чем уже говорилось ранее. Таким образом в целом картина не плохая, однако расслабляться нельзя ни на минуту.

 

 Слайд 11

 

            А теперь хотелось бы перейти к хорошим новостям, которых по законам жанра должно быть 3.

 

Даже без учета развития экономики РФ, нам уже сейчас есть за что продолжать вести конкурентную борьбу. Без малого за 50% увеличение грузопотока через С-З.

 

Запущены механизмы создания и наполнения дополнительных перегрузочных мощностей, что является весьма затратным процессом, как во временном, так и в инвестиционном отношении. Т:е мы не только хотим, но и сможем. Хочу обратить внимание, что на слайде упомянуты запущенные в последнее время, строящиеся и проектируемые терминалы.

 

Ни один город в РФ не может похвастаться таким количеством ВУЗов, готовящих специалистов для работы таможенно-логистической сфере.

 

 Слайд 12

 

            Говоря о ключевых условиях развития логистической индустрии С-З, я хотел бы отдельно выделить необходимость совершенствования таможенного администрирования, что собственно говоря, является основным моментом для развития экономики РФ в целом. Здесь я хотел бы обратить ваше внимание на ту работу, которую ведет АСИ совместно с ДР, … а именно создание в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации дорожной карты проекта «Совершенствование таможенного администрирования». Цель проекта очень хорошо раскрывается в приведенной цитате. Если вы хотите ознакомиться с дорожной картой, вы можете обратиться в региональное отделение ДР к исполнительному директору, либо непосредственно ко мне, и мы направим данный документ вам по электронной почте. Более того, 22 мая, в следующий вторник, в 11:00, в гостинице Октябрьская состоится встреча с вице-президентом «Деловой России» Сурвилло Виталий Юрьевич, в ходе которой данная предпринимательская инициатива будет рассмотрена более детально. Мы приглашаем всех заинтересованных лиц.

 

  В работе11

 Ковалёв Юрий Михайлович –

 

Член Правления НП «ГПУ ВЭД»

 

 «Ситуация на рынке фрахтовых перевозок и оценка влияния роста фрахтовых ставок на грузооборот Северо-Запада»

 

Презентация

 

«Ситуация на рынке фрахтовых перевозок и оценка влияния роста фрахтовых ставок на грузооборот Северо-Запада» (1,31Mb)

 

pic_58сайт

 

            С начала 2012 года все судоходные линии начали поднимать ставки на перевозки, в частности это коснулось и юго-восточной Азии. На сегодняшний день увеличение состовляет порядка 1 500$ на teu.

 

 

 

Шкилёв Николай Владимирович –

 

Генеральный директор ООО «Балт-Шельф Холдинг»

 

            Причина не только во фрахте, но и в том что Дальневосточное таможенное управление работает намного быстрее чем Северо-Западное таможенное управление. Многие крупные компании, работающие с азиатским направлением уходят в Дальневосточный федеральный округ, так как и процесс документооборота там более эффективно налажен.

 

 

 

Крюков Дмитрий Александрович –

 

Представитель центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»

 

             Сетевые контейнерные параметры выросли порядка на треть в сравнении с докризисным периодом 2008 годом. Если говорить о Санкт-Петербурге и Северо-Западе, то это порт Усть-Луга и здесь большой потенциал на будущее к 2015-2020 годам. Сейчас стоит вопрос об увеличении пропускной способности транссибирского направления. По Усть-Луге сейчас идёт развитие и в планах отправление 25 пар поездов, из которых с контейнерами пять в сутки.

 

 

 

Карпов Андрей Юрьевич –

 

Председатель совета директоров ООО «Дорн»

 

 «Вклад в конкурентоспособность транспортно логистического комплекса Санкт-Петербурга, наличие стратегии большого порта Санкт-Петербурга»

 

            Конкурентоспособность Санкт-Петербурга, кроме наличия чисто физической инфраструктуры и обладанием современными технологиями, обладает множеством факторов: здесь и географическое расположение и обеспеченность энергоресурсами и т.д.Говоря о большом порте Санкт-Петербурга мы понимаем, что он находится в конкурентной среде не только на международном уровне но и на Российском. Наличие стратегии развития является важным фактором конкурентоспособности. На различных заседаниях, той же морской коллегии  Санкт-Петербурга обсуждаются важные, но частные вопросы…. Была бы стратегия развития - и вопросов было бы гораздо меньше. Необходим единый комплексный документ генеральная схема большого порта Санкт-Петербурга. Касаемо переноса порта, то историческую часть нужно оставить, а остальное – переносить.

 

 

 

Козлов Роман Владимирович –

 

Директор НП «ГПУ ВЭД»

 

 «О создании таможенных органов»

 

Презентация

 

«О создании таможенных органов» (829,48kb)

 

pic_59сайт

 

Прежде чем перейти непосредственно к вопросу давайте сверим позиции России в специальных мировых рейтингах.

 

 Слайд 2

 

            Для начала отметим, что Россия по праву находится среди мировых лидеров, о чем говорит полноправное членство в Д8 и Д20.В тоже время в области инвестиционной привлекательности и развитости логистики мы находимся на задворках, на что нам указывают нижеприведенные данные.

 

АНТИРЕЙТИНГ

 

160 место в рейтинге Инвестиционной привлекательности, подготавливаемом Мировым

 

94 по­зиция в Глобальном рейтинге логистики

 

В связи с тем, что нахождение таможенных постов на ТЛТ оказывает сильное влияние на логистику региона нужно увязать логистику с таможенным оформлением.

 

Возвращаясь к вопросу размещения таможенных постов даже не стану говорить, насколько указанная тема была болезненна для всех участников:

 

- бизнес нес неожиданные колоссальные потери

 

- местные власти имели большие проблемы с пробками, организацией движения и опасностью перехода налогов от деятельности ТЛТ в другие субъекты

 

- таможенные органы недоумевали по поводу претензий, ссылаясь на то, что право распоряжаться судьбой нахождения подчиненных подразделений – это их прерогатива.

 

Результат всем очевиден. Мы на Северо-Западе России стали свидетелями развития событий по переносу таможенных постов.

 

Чтобы в сотый раз не приводить цифры и итоги последствия этой процедуры, предлагаю абстрактный пример в виде национальной забавы «Лотерея ТЛТ».  И как принято говорить в таких случаях: все персонажи вымышлены, все совпадения случайны.

 

 Слайд 3

 

            Главный герой – бизнесмен («инвестор – экстремал») по-другому в подобных условиях его трудно назвать

 

 Слайд 4

 

            А так может закончится работа по строительству ТЛТ, когда, блестя на солнце, терминал европейского уровня с самым современным оборудованием и оснащением, с подъездными путями, построенными кстати на средства местного бюджета, вдруг лишится по чьей-то воле таможенного поста. Этот таможенный пост будет переведен на старый заброшенный склад с дорогами, напоминающими больше танковую директрису.

 

Рассмотрим причины произошедшего:

 

 Слайд 5

 

            Для этого перейдем к основным коммуникациям, добавив еще два персонажа: представителя местной администрации и таможенной службы.

 

Идеальным результатом проведенных переговоров и согласований должно стать решение о строительстве терминала в определенном  месте и размещение на нем таможенного поста.

 

 Слайд 6

 

            Проведем анализ мотивации

 

 Слайд 7-10

 

            Основной вывод

 

Необходимость изменения самой процедуры принятия решения по организации и переносу таможенного органа с учетом мнения местной администрации и профессионального бизнеса

 

  Эксперт111

Чупланов Алексей Николаевич –

 

Эксперт по информационным технологиям НП «ГПУ ВЭД»

 

 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах,

 

ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом»

 

            Решением Комиссии Таможенного Союза  с 17 июня 2012 года принято решение перейти на 100% предварительное информирование.

 

            Для Северо-Западного региона вопрос Предварительного информирования (ПИ) таможенных органов по автомобильному транспорту не нов,  ПИ у нас делается последние 10 лет, и  большинство перевозчиков  уже нашли для себя подходящую бизнес модель. Но обязательность представления ПИ накладывает  более жесткие требования ко всем участникам процесса.

 

            В интересующем нас процессе  участвуют две стороны:- Федеральные органы исполнительной власти, в данном случае Погранслужба и таможенная служба, которая является оператором «одного окна», и естественно  участники ВЭД, представителями которых  на границе являются «Перевозчики».

 

            Рассмотрим основной постулат решения КТС 899 :-  предварительная информация  должна быть на пункте пропуска заранее, не позднее, чем за два часа до прибытия транспортного средства.  Возможно ли это технически?    Несомненно.  ФТС России провели большую работу по обеспечению  возможности подачи предварительной информации. Создан портал ФТС,    разработаны спецификации интерфейсов и протоколы обмена для возможности подключения к информационной системе ФТС  информационных операторов, через которых заинтересованные лица  могут передавать сведения в  информационную систему ФТС. То есть, техническая возможность  обеспечить  предварительное  информирование таможенных органов на автомобильных пунктах пропуска существует.

 

            Теперь  проанализируем реальную способность воспользоваться предоставленными возможностями  рядовым перевозчиком. 

 

            Можно сделать ПИ на портале  ФТС. Минимальная  квалификация специалиста  необходимая для заполнения этих документов – экспедитор, подучившийся таможенному делу.  При этом, портал ФТС имеет некоторые недоработки: это и ограниченное количество товаров, определенные неудобства при вводе данных,  медленная работа.  Для тех, кому  необходимы более комфортные условия: - отлаженный сервис,  более удобный интерфейс, сопряжение со своими информационными системами, есть другая альтернатива - приобретение  модуля «Предварительного информирования» у разработчиков  программного обеспечения, автоматизирующих брокерскую деятельность.  И подключиться к  информационной системе ФТС России, либо самостоятельно, либо через информационного оператора. Это стоит денег, но за сервис и удобство надо платить.

 

            Для всех остальных категорий  существуют, аутсорсинговые компании, которые могут  заполнить сведения для предварительного информирования и через  оператора передать их  в Российскую таможенную службу.

 

            Есть  советы по организации самостоятельного ввода ПИ на границе водителями и передача через АСМАП, данных в объеме TIR-EDP, эти предложения  вызывают некоторые сомнения, для первого предложения:-  образовательный уровень и квалификация водителя должна быть достаточно высоки,  для второго:- недостаточный объем сведений в TIR-EDP может привести к попаданию таких сообщений в «рисковою» зону, т.е. попасть под таможенный контроль.

 

            И самый сложный  вопрос - что же делать при отсутствии информации и в случае возникновения аварийных  ситуаций, когда данные о ПИ по какой либо причине не дошли до таможенного органа на границе, или если поданная информация недостаточна?  В соответствии  с тем же решением КТС  №899 « заинтересованное лицо …должно представить  информацию … в течение ближайших двух часов». Как это обеспечить? В настоящее время на всех таможенных переходах находятся представители информационных операторов, которые могут внести необходимые данные и передать их в информационную систему таможенных органов  В настоящее время, поднялась компания по «вытеснению» представителей  информационных операторов с переходов, делается  это  под предлогом борьбы с « посредниками».  К чему это приведет? С моей точки зрения, только к увеличению очередей и коррупционной составляющей.

 

            А теперь другая сторона  единого бизнес процесса - Таможенная служба.  Сможет ли она при введении 100% предварительного информирования  обеспечить заявленные цели?  Очень на это надеемся. Но,  основное время, затрачиваемое таможенником на границе, составляют   ввод данных в  информационные системы  «смежных»  ФОИВ, для реализации «одного окна» и сверка сведений  представленных в электронном виде с бумажными документами, и только с сокращением этого  технологического процесса можно достичь необходимого результата:-  « ускорение таможенных операций».

 

            Понятно, что при существующей концепции «презумпции виновности» со стороны таможенной службы,  отказаться от сверки сведений невозможно. Только с  изменением менталитета таможенников на «презумпцию невиновности», и когда  заработает система управления рисками, которая  отметит «рискованные» поставки, а все остальные  должны проходить, что говорится влёт,  мы сможем  достигнуть  зафиксированной в «дорожной карте» цели – оформление на границе  за 10 минут. 

 

 

 

Исаков Константин –

 

Юрист Ассоциации международных авто перевозчиков

 

            Моё  мнение, что техническая оснащенность таможен на Северо-Западе  не достаточна для перехода на обязательное ПИ. И технология работы таможенного  инспектора в пяти компьютерных программах, в которые  заносится и проверяется один и тот же документ, не даст возможности сократить время таможенного оформления. Информационная  система и технология работы, должны быть изменены, по сравнению с нынешним её состоянием.

 

  

 Модератор11

Модератор Чурсина Анастасия Юрьевна -

 

Эксперт по правовым вопросам «Гильдии профессиональных участников ВЭД»

 

  «Технология «одного окна», вложенная идея и реалии»

 

Презентация

 

«Технология «одного окна», вложенная идея и реалии» (617,69kb)

 

pic_60сайт

 

 

 

Модератор

 

            Резюмируя, мы получаем, что у нас большая конкуренция, отсутствие стратегии, а передовые таможенные технологии не упрощают деятельность организаций, как нам бы этого хотелось.

 

общая