С принятием Приказа ФТС РФ № 858 общественно значимые интересы лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом, а также лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, будут согласованы. Согласование таких интересов и является основной целью выпущенного приказа. Однако, как видно из приказа, согласование интересов и внесение поправок в законодательные новеллы от ФТС РФ со стороны заинтересованных лиц вовсе не одно и то же

Федеральная таможенная служба порадовала выпуском Приказа № 858 от 03 мая 2012 года 'Об утверждении Порядка проведения консультаций с общероссийскими некоммерческими организациями при разработке проектов нормативных правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их декларированием и выпуском, определяющих условия деятельности уполномоченных экономических операторов и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела' (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2012 N 24309).

Теперь общественно значимые интересы лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом, а также лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, будут согласованы. Потому что согласование таких интересов и является основной целью выпущенного приказа.

Для лучшего согласования общественно значимых интересов четырем общественным организациям (ТПП РФ,  Общественные организации: «Деловая Россия», «Опора России» и РССП)  сообщат: когда читать в Интернете проект нормативно правового акта. Потом предполагается согласование интересов «снизу» на уровне общественной организации в течение 15 дней в виде формирования мотивированных предложений и поправок, потом ФТС РФ берется за нелегкий труд согласования интересов путем составления единой таблицы поправок, поступившей от всех четырех организаций.

Вершиной согласования призван стать протокол рабочей встречи  представителей указанных общественных организаций. И здесь я как никогда согласна с ФТС РФ – самое лучшее согласование, конечно, достигается в результате простого человеческого общения. Я даже представляю себе, как приходят представители четырех общественных организаций, один за другим высказывают свои общественно значимые интересы, а ФТС составляет согласованный протокол, который с согласованной общей сводной таблицей общественно значимых интересов раздает впечатленным участникам встречи.

Потом, согласно приказа, нормативно-правовой акт дорабатывается с учетом согласованных в протоколе замечаний. Вот в этом месте немного непонятно мне было – сначала вроде говорится о согласовании интересов в значении объединения, кооперации, а потом согласования поправок в смысле принятия и одобрения. А потом я поняла – ФТС составляет общую объединенную (согласованную) таблицу поправок к проекту своего нормативно-правового акта, потом Протоколом определяет (согласует) наиболее приемлемые для себя поправки, которые сама и вносит в доработанный акт. Весьма при этом примечательно, что о том, что делать с поправками, которые ФТС посчитает для себя неприемлемыми, в приказе ничего нет. Ничего в нем нет и об обязанности ФТС мотивировать отклонение тех или иных поправок каким-то иным способом кроме пометки – «ФТС не поддерживается».

Вот в целом и вся нехитрая суть Приказа.  ФТС обещает согласовать общественно значимые интересы в табличку, а согласовать поправки в проекты актов не обещает. Честные люди. Вопрос о том, куда кроме вышеуказанной таблички,  попадут несогласованные поправки, сделанные общественными организациями, и как они будут учитываться при согласовании интересов,  авторами Приказа не рассматривается, видимо ввиду малозначительности и нулевой вероятности такой ситуации.

Такой вопрос был бы оправдан,  если бы целью Приказа был учет интересов участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.  А к нынешней редакции вопросов никаких нет.

Анастасия Чурсина

Эксперт НП 'Гильдия профессиональных участников ВЭД'