25.07.12 Все, что делает государство, всегда скучно и бездарно

   Председатель правительства Дмитрий Медведев вчера обсудил с представителями рабочих групп так называемой 'Предпринимательской инициативы' подготовку 'дорожных карт' дерегулирования экономики. Как выяснилось, к трем уже подписанным 'картам' есть обоснованные претензии, четвертую из-за тех же претензий бизнеса разработчики отозвали прямо на заседании, еще четыре готовятся. Выявленные проблемы 'дорожных карт' не отличаются по существу от большинства регуляторных проблем правительства. Делая формально одно и то же дело, власть и бизнес имеют принципиально разное видение того, зачем и кому нужен продукт их совместной работы

 

   Публичное обсуждение 'дорожных карт', готовившихся совместно с Агентством стратегических инициатив рабочими группами в рамках так называемой 'Предпринимательской инициативы', как пояснил сам Дмитрий Медведев, он пообещал министру экономики Андрею Белоусову. По словам премьер-министра, три 'карты' (по таможенному регулированию, по поддержке экспорта и по повышению доступности энергоинфраструктуры) уже подписаны, а обсуждать предполагалось еще пять 'карт', находящихся в разработке,— по оптимизации процедур регистрации предприятий, по оптимизации процедур регистрации права собственности, по повышению качества регуляторной среды для бизнеса, по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования, по расширению доступа к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. Глава АСИ Андрей Никитин чуть позже уточнил — готовы полностью не три, а четыре 'карты', в том числе строительная. 

 

   Сразу после выступления премьер-министра выяснилось, что готовая 'карта' — это не обязательно окончательно сделанная 'карта'. Так, выступавший сразу после премьер-министра господин Белоусов тут же заявил, что контрольные показатели, указанные в 'дорожных картах', указом президента до 1 сентября и должны стать 'ключевыми показателями эффективности оценки руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти', а мониторинг реализации нужно проводить ежемесячно. Фактически предложение министра было существенно больше, чем заявленная тема заседания, по существу, речь шла о довольно существенной смене системы целевых показателей деятельности Белого дома, работающего не только в рамках 'дорожных карт'. Но Дмитрий Медведев удостоверился лишь, не требуется ли внесения изменений в сами уже подписанные 'карты', и, узнав, что достаточно будет новых поручений премьер-министра, интересоваться сутью происходящего не стал. 

 

   В дальнейших выступлениях, отметим, претензии к уже подписанным 'картам' обнаружились в изобилии. Так, Виталий Сурвилло, председатель совета директоров группы 'Эспро', объявил о том, что 'смущает' бизнес в вопросах реализации уже подписанной 'таможенной карты',— исходя из его слов, окончательный вариант 'карты' сопровождался множеством попыток внесения в нее поправок и ее 'выхолащивания'. Мероприятия в рамках 'карты' не всегда, 'к сожалению, полностью одинаково интерпретируются бизнесом и Федеральной таможенной службой'. Господин Сурвилло на примере оформления грузов в морских портах показал, как простейшие дополнительные требования ФТС порождают никак не предусмотренные 'картой' новые барьеры для бизнеса, с большой опаской прокомментировал введение с 1 июля 2012 года системы предварительного информирования таможни о грузах (она, по его мнению, является в силу ряда решений ФТС на ближайшие полгода скорее проблемой, чем достижением). Кроме того, в уже подписанной и реализуемой 'дорожной карте' по таможне срок отказа от дублирования бумажных деклараций на таможне в пользу электронных непостижимым образом изменился с сентября 2012 года на 2014 год. 

 

   Дальнейшее разбирательство включало в себя весьма примечательную полемику первого заместителя главы ФТС Владимира Малинина и главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина с премьер-министром о бумажном обороте — представитель ФТС сообщил премьер-министру о том, что бумажную копию одного из документов, а именно подтверждения права на применение нулевой ставки НДС при экспорте, требует с него ФНС, а господин Мишустин пояснил, что форма электронного взаимодействия по этому вопросу с ФТС есть, но таможня ею не пользуется. В целом господин Мишустин был весьма убедителен, так, он рассказал о том, что система электронной регистрации предприятий ФНС действовала еще в 2011 году, действует и сейчас, но не пользуется огромной популярностью. 

 

   Быстро устав от объяснений, какое значение для ФНС и ФТС имеет формат обмена данными, Дмитрий Медведев принял обычное в таких случаях решение — дал десять дней на улаживание проблемы. Тот факт, что полемика между ФНС и ФТС вообще не никак не упоминала бизнес, а цели, декларируемые ведомствами в исполнении 'дорожных карт', собственно к клиентам ведомств прямого отношения не имеют, остался без комментариев премьер-министра. Мало того, заместитель главы ФТС был явно раздражен демонстрацией каких-то разногласий с бизнесом, посетовав на то, что господин Казинец не обратился сначала в общественный совет ФТС, где всегда готовы выслушать его ценные идеи. 

 

   Впрочем, на фоне вполне показного оптимизма Дмитрий Медведев порой подавал реплики, показывающие, что на самом деле он думает о происходящем. Так, Сергею Фахретдинову, главе ИК 'Нефтегазинвест', премьер-министр коротко кинул в ответ на рассуждения о закупках крупных госкомпаний: 'У вас еще есть некоторое количество нерастраченного оптимизма'. А Глебу Архангельскому, рассуждавшему об упускаемых возможностях государства рекламировать в том числе новые сервисы 'электронного правительства', он вообще пояснил, что ждал бы в этом вопросе креативности от самого бизнеса. 'Все, что делает государство, всегда скучно и бездарно, мы же с вами знаем',— пояснил глава исполнительной ветви власти российского государства партнеру. 

 

   Наиболее же показательной вышла история едва не потерянной четвертой готовой 'карты' — строительной. Владелец корпорации 'Баркли' Леонид Казинец, собственно, готовивший эту 'карту' до попадания ее в аппарат правительства, спросил у премьер-министра, не подписал ли он ее. Выяснив, что подписи под документом нет, господин Казинец прямо объявил: в процессе согласования 60% полезных предложений 'Предпринимательской инициативы' из нее уже вычеркнуты (неназванными силами), да и оставшиеся 40% идей работать не будут, если бизнес не получит права вето на дальнейшее изменение того, что осталось. Заместитель главы аппарата Белого дома Максим Акимов бесстрастно подтвердил, что все именно так: 'Это результат тяжелого компромисса, мы ее пронесли буквально на руках — вы абсолютно правы в оценке результатов проработки,— потеряв при этом значительную часть того, что предлагалось'. С кем достигался этот компромисс, господин Акимов упоминать не стал — из его слов следовало лишь то, что никак не с ним. 

 

   Несколько изумившийся Дмитрий Медведев спросил владельца 'Баркли', чего же он теперь хочет — вернуть в 'карту' те 60% идей, что из нее вычеркнули, или же сохранить 40% остальных? Господин Казинец определиться не смог, и премьер-министр выбрал за него: 'дорожная карта' по строительству не была подписана, ее будут дорабатывать еще две недели. 

 

   Впрочем, исходя из того, что говорилось о трех уже утвержденных 'картах', и через две недели главная проблема останется той же. Бизнес по-прежнему видит в 'дорожных картах' способ поддержки себя государством, государство — способ решения своих внутренних проблем с управлением. Выигрывает в этой ситуации всегда тот, кто подписывает документ последним. 

Комментарии (0)