В воскресенье 30 июня 2013 года был опубликован Федеральный
закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», небольшая
заметка в новостной сетке Яндекса и скромное контекстное упоминание на
двух-трех специализированных сайтах о документе, занимающем в электронном виде
99 страниц, вносящим изменения в Гражданский и Налоговый кодексы, Кодекс об
административных правонарушения, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а
также Закон «О таможенном регулировании», «О государственной регистрации
юридических лиц», «О банках и банковской деятельности» и многие другие….

Примечательно также, что закон этот вступает в силу в день
опубликования, то есть прямо в воскресенье вас могли оштрафовать, а то и
привлечь к уголовной ответственности за недостоверное декларирование денежных
инструментов  с конфискацией или без  таковой. Причем под денежными инструментами Уголовный
кодекс (новая ст.200(1)) понимает и чеки, и векселя, и банковские чеки, а также
ценные бумаги в документарной форме, а Кодекс об административных правонарушениях
только дорожные чеки.

«Не прячьте ваши денежки»

Штрафы впечатляют: от однократной до двукратной суммы
незадекларированных денежных средств и инструментов с конфискацией или без
таковой по административным правонарушениям, а по уголовным преступлениям до
десятикратной суммы незадекларированных денежных средств, не считая лишения
свободы или принудительных работ сроком до двух лет.

«Сдавайте валюту добровольно»

«Лица, добровольно сдавшие наличные денежные средства
освобождаются от уголовной ответственности» (пункт 4 стать 200(1) УК РФ).
Интересно, что имел в виду законодатель, неужели это легализация взяток на
погранпереходах?  Тогда надо было
уточнить нужно ли добровольно сдавать всю сумму или, как обычно, пополам, кому
сдавать наличные денежные средства, чтобы избежать уголовной ответственности и
как отличить добровольную сдачу от обнаружения в коде таможенного контроля.

«Складываем и умножаем»

Та статья, что раньше в Уголовном Кодексе называлась
«Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» (ст.193)  теперь модно звучит как «Уклонение от
исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте
или валюте Российской Федерации» (ст.193, 193(1)) с ответственностью  за невозврат «денежных средств в крупном
размере, уплаченных одному или
нескольким нерезидентам»

Дополнительно появившаяся статья 193(1) предусматривает
ответственность за совершение валютных операций в отношении одного или
нескольких нерезидентов по документам, содержащим заведомо недостоверные
сведения об основания, целях и назначении перевода.

В обширном примечании к этим двум статьям страсти накаляются
до предела: денежные средства суммируются не только по нескольким контрагентам,
но и по всем операциям, проводимым в течение года.

«Уклонялся несколькими партиями»

Примечание к статье 194 подредактировали. Уклонение от
уплаты таможенных платежей считается крупным, если сумма неуплаченных
таможенных платежей в одной или нескольких партиях товаров превышает один
миллион рублей. Понятие нескольких партий в примечании не дается, срок
суммирования этих партий также не устанавливается.

«оффшор УЭО не товарищ»

Внесены изменения в Закон о таможенном регулировании
запрещающие применение специальных упрощений уполномоченным экономическим
операторам, закупающим товары у оффшорных юрисдикций, а также осуществляющих
финансовые операции через оффшорные зоны.

«Оффшор – зона риска»

Проведение финансовых операций с резидентами,
зарегистрированными на территории оффшорной зоны, закрепляются частью 1 статьи 162
Закона «О таможенном регулировании» как рисковая область, подлежащая
тщательному контролю с целью предотвращения нарушений таможенного
законодательства.

Говоря проще, на все сделки с оффшорными юрисдикциями теперь
официально будут срабатывать новые риски дополнительной проверки.

De javu

Это лишь коротко о том немногом, что сразу бросилось в
глаза.  Документ большой и почти каждая
поправка касается ведения предпринимательской деятельности. И, что характерно,
он не обсуждался предпринимательским сообществом, не получил широкой огласки в
СМИ, не смотря на серьезность затрагиваемых вопросов.

Такое же ощущение у меня было от Закона №409-ФЗ от
06.12.2012, который был быстро  и тихо
принят, также в конце думской сессии, также большим количеством поправок, также
без обсуждения, также мы потом возмущались…


Анастасия Чурсина, эксперт Гильдии по  правовым вопросам