Выступление эксперта Гильдии по правовым вопросам Чурсиной А.Ю. на юридическом форуме ИД «Коммерсант» «Юридические итоги 2011 года: законы и бизнес», 8 декабря 2011 года

Добрый день коллеги,

   Если мы говорим об интеграции, то в моем понимании мы говорим о развитии взаимного сотрудничества между государствами-участниками и о том, что мешает такому сотрудничеству в рамках Таможенного Союза.

   Возможно, это прозвучит странно, но на сегодняшний день одним из проблемных моментов в интеграции по всем направлениям развития взаимного сотрудничества являются очень сжатые сроки формирования Таможенного Союза. Посудите сами: с 1 января 2010 года Таможенный союз с пакетом пары десятков документов, образующих наднациональную надстройку, начал функционировать, с 01 июля 2010 года мы получили «верхний» кодекс ТК ТС, в декабре компромиссный вариант «нижнего»кодекса – Закона о таможенном регулировании, в августе мы присоединились к Киото, сегодня говорим о вступлении в ВТО и приведении нашего законодательства в соответствие Рамочным стандартам безопасности, а с января 2012 года нас ждет Единое экономическое пространство.

   Это я перечислила основные вехи. Нужно понимать, что при регулярно поступающих актах Таможенного союза мы оказались перед огромной кучей мусора, которая раньше называлась национальное законодательство в области таможенного регулирования, с табличкой «действует в части не противоречащей ТК ТС». И мы вынуждены в ней копаться, отыскивая съедобные кусочки, а все силы законодателя брошены на приведение в соответствие уже непонятно какого ( то ли национального, то ли наднационального) законодательства к новым обязательствам, хотя еще в 2004 году уважаемая всеми нами Галина Владимировна Баландина на вопрос о возможности присоединения Российской Федерации к Киотской конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» утверждала об отсутствии компромисса между фискальными функциями таможенных органов и упрощением таможенных процедур.   

   Только 29 ноября 2011 года, например, Совет Федерации одобрил Закон о приведении российского законодательства в соответствие с нормативно-правовыми актами Таможенного союза ( 32 федеральных закона затронуты по «унификации терминологии»). Федеральный Закон 06.12.2011 N 409-ФЗ опубликован 9 декабря 2011 года.

   Не просто так ведь еще в декабре прошлого года на этом же форуме Людмила Александровна Баталова заметила как «на наших глазах драматически меняется таможенное законодательство».

   Все-таки когда мы говорим об интеграции – следует больше уделять внимания вопросам правоприменения. А ведь эффективное правоприменение это прежде всего практика, полезные, своевременные и целесообразные подзаконные акты национального законодательства.  Качественные наднациональные нормы никогда не заработают в отсутствие эффективных механизмов их реализации на национальном уровне. Причем для интеграции, о которой мы сегодня говорим недостаточно, чтобы казахи например привели свое законодательство в соответствие. Они предположим привели, а например реализовать свое право использования единого гарантийного сертификата для транзита через Россию не могут – потому что Выборгская таможня его «не видит» и не увидит до тех пор пока не получит соответствующей Инструкции от ФТС РФ.  

   Правовая неопределенность – системная проблема интеграции на мой взгляд. Если раньше ( до таможенного союза) мы, практики, с экспертами в области законотворчества на различных общественных площадках обсуждали, в основном, одни и те же законопроекты, что позволяло в той или иной степени учесть наработанную практику и повысить полезность нормативно-правовых и подзаконных актов, то сегодня законотворчество от правоприменения ушло далеко за горизонт. Конечно, интереснее обсудить приведение закона о таможенном регулировании в соответствие требованиям Киотской конвенции, чем безуспешно на уровне Минтранса и ФТС мусолить вопрос ставить или не ставить штамп «вывоз разрешен» на портовую разнарядку. Этот подзаконный акт ФТС к слову отменила – некогда заниматься ерундой – впереди ВТО.

   Не складывается пока и со свободным перемещением товаров по единой таможенной территории. По той же причине – форсированное объединение не оставило времени трем странам унифицировать ни технические требования по безопасности продукции, ни систему стандартизации, не говоря уже о том, что нашу страну Таможенный союз застал в самый разгар реформирования технического регулирования, в переходный период от государственных стандартов к техническим регламентам.

   В Таможенном союзе сейчас тоже переходный период до ввода в действие технических регламентов по всем товарам Единого перечня, то есть наряду с уже принятыми регламентами, действуют согласованные по ряду товаров национальные стандарты ( либо Казахстана, либо Белоруссии ), а также нормы и требования национального законодательства. В нашем случае – национальные тех.регламенты, а в части где они еще не были приняты – государственные стандарты.  Возможно делалась ставка на ускоренную интеграцию в надежде на единые стандарты СССР в государствах, бывших некогда единой системой, но за двадцать лет ( а сегодня 8 декабря 2011 года исполнилось ровно 20 лет распада Советского Союза) системы стандартизации во всех госдарствах частниках были подвергнуты ревизии и реформированию.

   На одной из конференций прозвучала такая история – казахстанская строительная организация получила подряд на строительство дороги Казахстан – Россия, кроме того, что разные нормативы и стандарты применялись ими при проектировании, строительстве и сдаче эксплуатационникам – они жаловались, что не могли использовать грубо говоря один и тот же асфальт на казахстанском и российском участке, потому что, несмотря на соответствие унифицированным требованиям по безопасности, используемые материалы в переходный период должны соответствовать национальным стандартам и требованиям и иметь соответствующие разрешительные документы для предъявления контролирующим органам.

   Большое внимание в области технического регулирования уделяется сегодня в Таможенном союзе созданию технических регламентов. Однако, технические регламенты это не панацея, поскольку регулируют только требования по безопасности, но не заменят унифицированной стандартизации, приводящий к развитию оборота внутри Таможенного союза не только товаров, производимых в государствах участниках, но и импортных.

   На одном из форумов прозвучал такой пример: поезд Сапсан был изготовлен в Германии и полностью соответствует требованиям безопасности Таможенного союза, рельсы были проложены  японские, которые сами по себе тоже соответствуют требованиям безопасности, а в итоге на пробеге 40000 километров обследование колес показало следы необратимой деформации по  причине несоответствия профилей колесная пара – рельсы поскольку соответствующий ГОСТ, содержащий требования к связке колесная пара – рельс по совместимости профилей уже не применялся.

   Вот такой у нас сейчас затянувшийся двойной переходный период, который вызывает тревогу за безопасность жизни и здоровья граждан всех трех государств-участников Таможенного союза.     

   Лукашенко недавно высказался о необходимости перехода к практическим действиям в рамках таможенного союза. Интеграция, кстати, – не самоцель, сказал Лукашенко, а инструмент достижения роста и качества жизни наших людей.

   Чье качество жизни должно улучшиться Лукашенко не сказал, а вот то, что интеграция не просто не самоцель, а вообще не цель в свете интенсификации процессов объединения, мы начинаем потихоньку догадываться. На смену комиссии таможенного союза 01 января 2012 года придет евразийская экономическая комиссия с расширенными полномочиями. То есть к вопросам по таможенно-тарифному регулированию, таможенному администрированию и техрегулированию на нашей свалке законодательства прибавятся валютная и конкурентная политика, регулирование госмонополий, промышленные и государственные субсидии, госзакупки, транспорт, миграция, финансовые рынки и иные сферы.

   Впереди ВТО