Гильдия "ГЕРМЕС"- 25 лет!
В 2022 году Гильдия профессиональных участников ВЭД «Гермес» отмечает 25 лет работы. За это время Гильдия «Гермес» стала ключевым игроком в сегменте внешнеэкономической деятельности на Северо-Западе. «Горизонт событий» пообщался с председателем правления Гильдии Павлом Корчажкиным о деятельности объединения в разрезе лет и о том, как таможенные представители ощущают себя в новой санкционной реальности.
— Павел Васильевич, расскажите, кто стоял у истоков Гильдии «Гермес»? Почему возникла необходимость создания объединения участников ВЭД?
— Истоки Гильдии уходят в 1997 год. Этот период, как и все 90-е, был временем бурного развития российской таможенной службы (основана в 1991 г., прим.ред.). Шло активное становление российской государственности и ее институтов. Повсеместно создавались новые таможни, региональные управления, строились пункты пропуска. После распада СССР на Северо-Западе, особенно в Санкт-Петербурге, сохранились таможни советских времен, среди которых яркое место занимала и продолжает занимать Пулковская таможня. Именно крупные участники ВЭД, работающие в зоне деятельности Пулковской таможни, стали основателями первой в стране Ассоциации таможенных брокеров. Под учредительным договором стоят подписи известных в городе предпринимателей таких как В.С. Вирченко (АОЗТ «АэроБалтСервис»), Б.Г. Демченко (Авиационное предприятие «Пулково»), Г.В. Иванов (ЗАО «Внештрансавиа»), А.В. Пономарев (ЗАО «ДХЛ Интернейшнл»), А.П. Лукашенко (ЗАО «ФЛА») и других.
Потребность в объединении была огромная — создавались практики оформления грузов, новая нормативная база. Руководители и таможенники тех лет понимали, что без экспертного мнения участников ВЭД невозможно идти вперед. Изначально это был деловой клуб профессионалов, которым пришлось стать экспертами. Одним из первых руководителей созданной Ассоциации был ее многолетний «командир» Владимир Николаевич Игнатьев. Он многие годы успешно трудился в Пулковской таможне и Северо-Западном таможенном управлении, руководил первой в России Ассоциацией профессионалов ВЭД.
— На какие вехи можно поделить деятельность объединения за 25 лет?
— Вехи жизни Гильдии «Гермес» отражают процессы, протекающие в сфере внешней торговли страны, реформ, проводимых правительством и таможенными органами. Все эти годы реформируется и сама таможня, внедряется электронное декларирование, совершенствуется доставка товаров, электронная торговля. Меняется валютное законодательство, система управления рисками. Последние несколько лет — это время новых электронных технологий, эпоха цифровизации.
Исторически сложилось, что Северо-Запад был лидером в росте морских контейнерных перевозках, в строительстве новых портов и терминалов, пунктах пропуска. Гильдия «Гермес» была и остается главным экспертом и участником всех экспериментальных технологий на море и в «узких горлышках» автомобильных перевозок. Мы всегда первые в диалоге таможни с морскими линиями, стивидорами, подразделениями Минтранса, ОАО «РЖД», государственными контролирующими органами.
— Какие значимые проекты были реализованы за 25 лет?
— В привычном понимании слово «проекты» для Гильдии не самоцель. Мы планируем свою работу, исходя из потребностей дня и экономической ситуации. На первом плане было и остается взаимодействие с таможенными органами в вопросах совершенствования, упрощения таможенных процедур и механизмов. Для этого члены Гильдии активно работают в профильных комитетах Государственной думы, являются членами консультативных советов с органами прокуратуры.
Сотрудничество ведется через работу экспертов в Общественном совете при ФТС РФ, Экспертно-консультативном совете ФТС РФ, СЗТУ, ЮТУ, УТУ, ДВТУ. В нынешнее кризисное время еженедельно проводятся встречи с Балтийской, Выборгской таможнями и Санкт-Петербургским ЦЭДом. Часто приходится работать в режиме «скорой помощи» на той площадке, где возникают проблемы.
В последние годы в корне изменилась организационная работа Гильдии. Всеми процессами руководит Правление, в которое входят руководители компаний, владельцы таможенного бизнеса. Каждый из них занят в нескольких направлениях деятельности, участвуют в работе общественных объединениях, таких как «Деловая Россия», «Опора России», комитетах Государственной Думы, Экспертно-консультативном совете при ФТС РФ и т.д. Восемь комитетов, созданные Правлением Гильдии, держат «руку на пульсе» всех событий и проблем, происходящих в сфере ВЭД. Ежемесячные заседания Правления собирают большую аудиторию заинтересованных участников.
Три года назад Правление Гильдии установило партнерские отношения с коллегами из Беларуси, Казахстана, Киргизии, а в прошлом году Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана. Сейчас мы с коллегами из этих стран создаем международную ассамблею участников ВЭД. Интерес к ней проявляют партнеры из Турции, Вьетнама, Армении. Деловой авторитет Гильдии отражается в информационном обмене с посольством Финляндии в РФ и в работе экспертных групп при ЕЭК.
— Несколько лет назад стартовал проект по созданию СРО. Почему он до сих пор не дал желаемых результатов?
— К сожалению, не все так гладко, как бы хотелось. Была проделана огромная работа. Написан проект закона, проведены рабочие встречи с министрами экономического блока страны, с комитетами Госдумы. Но все упирается в позицию руководства ФТС России.
В итоге малейшая техническая ошибка оборачивается для нас исключением из реестра ФТС.
Кстати, наши коллеги из Казахстана и Беларуси успешно реализуют проект саморегулируемой организации. За три года работы по СРО, получив наши наработки и «модель проекта», они находятся на завершающей стадии. Их национальные таможенные администрации считают возможным обсуждать проблемы за столом переговоров.
— Пять лет назад Гильдия вышла во Владивосток. В каких городах еще ведется работа?
— Мы «вышли» не только во Владивосток. Рабочие группы есть в Москве, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новороссийске. В этих регионах традиционно большой объем работы. Московское направление возглавляет Игорь Бурлов, он входит в Экспертно-консультативные советы Московской областной и Акцизной таможен. На Дальнем Востоке прочные деловые связи у членов Правления Юрия Ковалева и Артура Ямалова. Высокая деловая репутация на Урале у Евгения Кошкарова. Дмитрий Красильников имеет многолетний опыт работы в Черноморских портах. Тему уполномоченных экономических операторов активно поддерживает Владимир Антропов. Александр Александров курирует работу транспортно-экспедиторского блока. Нельзя не отметить Анастасию Чурсину — она служит опорой в связке с Экспертно-консультативным советом при ФТС России по вопросам профилактики административных правонарушений. Один из самых активных комитетов Гильдии по правовым вопросам возглавляет Марианна Чугаева, которая является разработчиком наших международных Соглашений.
Важно отметить, что присутствие в том или ином регионе членов Гильдии, означает не только эффективность деятельности компаний членов Гильдии, а установленные прочные контакты с таможнями регионов, местными администрациями портов и терминалов. Работа участников Гильдии направлена на развитие рынка ВЭД в этих регионах, посредством проведения мероприятий и информационной поддержкой местных компаний.
— Как менялись взаимоотношения бизнеса с ФТС РФ за это время?
— Отношения таможни и бизнеса все время меняются. Сложно ответить на этот вопрос. Внешне все хорошо. Есть общественные и консультативные советы, деловые объединения, но ушло живое общение, желание руководителей таможен быть нашими партнерами за столом переговоров. Не хочется говорить, что в наше время «вода в реках была чище». Я достаточно долго проработал в стенах таможни, был заместителем, начальником таможни, первым заместителем, руководителем регионального управления. И очень рад, что «костяк» тех лет остался и вырос до больших высот. Но мне кажется, они опасаются, что руководство ФТС накажет их за общение с бизнесом.
Острым углом взаимоотношений таможни и бизнеса стала система управления рисками. Безусловно, цель у нее благая: упростить жизнь добросовестных участников ВЭД и выявить нарушителей. СУР внедрена не только у нас, но и во многих других странах. Однако если вникнуть в ее содержание «у нас» и «у них», то суть абсолютно разная. Не говоря про тысячи профилей риска, ценовых показателей и прочего, любой начальник поста уже через пару месяцев работы отлично знает «в лицо» всех недобросовестных участников, которые «балуются» с перевозками груза. Без внимания таможенников ни один автомобиль границу не пересечет, а система управления рисками только их инструмент и далеко не самый главный.
Так уж сложилось, у каждого времени свои герои и приоритеты.
— Перейдем к сегодняшнему дню. Какие государственные меры вы считаете действительно эффективными для поддержки ВЭД в противовес санкциям, введенных западными странами?
— Северо-Западный регион, как и Москва, пострадали от санкций и их последствий в значительной степени. Большой порт Санкт-Петербурга, Усть-Луга, порт Калининград, по существу, находится в «блокаде». К минимуму сведены автомобильные перевозки. Сейчас не публикуется таможенная и морская статистика, но все участники ВЭД отмечают значительное падение импорта. Кстати, аналогичная ситуация и у наших соседей финнов. Накопители авто-переходов Выборгского направления насчитывают по 10–15 автопоездов в сутки, в то время как ранее стояли очереди из сотен фур. Пустые причалы в портах Котка и Хамина. Из прессы мы получаем информацию про очереди на въезд грузовиков со стороны Латвии и Эстонии, но они абсолютно не сопоставимы со статистикой досанкционного времени и образовались лишь потому, что таможни сопредельных с РФ стран теперь предельно внимательно изучают документы на груз и досматривают его зачастую с полной выгрузкой. Выживать в этих условиях не просто, выручает Дальний Восток, Новороссийск. Членам Гильдии в определенной мере помогает сотрудничество с коллегами из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Турции.
Благодаря этому сотрудничеству наши компании, в первую очередь таможенные представители, восстанавливают разорванные санкциями цепочки поставки товаров. Если бы не эта незаметная постороннему глазу работа, то последствия от западных рестрикций были бы куда весомее. Помочь в этом брокерам таможенная служба вряд ли сможет, а вот уменьшить на них регуляторное давление – это как раз в ее власти. Поэтому в нынешние тяжелые времена мы ожидаем от государства с пониманием относиться к объективным обстоятельствам бизнеса, особенно если они вытекают из введенных санкций.
— Как новые обстоятельства будут влиять на рынок услуг таможенных представителей? Будет ли консолидация или поменяется расстановка сил? Увеличится ли размер теневого рынка таможенных брокеров?
— Новые обстоятельства больно бьют по таможенным представителям. Расстановка сил в определенной мере уже изменилась. Многим компаниям пришлось сократить число сотрудников. Выживают те, кто в предыдущие годы позаботился о создании филиалов на Дальнем Востоке, в Южном регионе и на Урале. Тяжелее всех, как я уже говорил, Северо-Западу и Центральному региону.
Теневой же рынок будет искать свои узкие места. Его успех или неуспех напрямую зависит от того, как сработают на границе соответствующие контролирующие органы. Влияет много факторов, особенно с параллельным импортом. Хотя значительно легче что-то «протолкнуть» при большом объеме импорта через границу. При электронном документообороте между странами все сложнее изменить товаросопроводительные документы на груз. «Серый» или «черный» импорт – это результат соглашений между недобросовестными чиновниками, управляющими системой рисков, и всей правоохранительной составляющей. Часть – на совести досмотровиков.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии