Как повысить возможности отечественной транспортной инфраструктуры - Федор Пехтерев (директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта») 

   Некоторые теоретики-скептики почему-то полагают, что «транзитной страны из России уже не выйдет». Один из них, экономист Владислав Иноземцев, обосновывая свой вывод, ссылается на имеющиеся у него данные о скоростях движения поездов по сети российских железных дорог. Дескать, «средняя скорость грузовых составов с учетом всех операций на станциях составила 247 км в сутки против более 1 тыс. км в КНР».

    Но маршрутная скорость транзитных контейнерных поездов, курсирующих в сообщении между морскими портами и пограничными станциями Дальнего Востока и Забайкалья с передаточными пунктами на западной границе России, уже сейчас составляет от 850 до 1,3 тыс. км в сутки,

   Некорректны также попытки расчета затрат и сроков окупаемости проекта привлечения транзитного грузопотока на сеть ОАО «РЖД». Отнесение затрат, необходимых для модернизации и развития инфраструктуры Транссиба и БАМа, в полном объеме на транзитный грузопоток в корне неправильно, так как усиление инфраструктуры указанных магистралей направлено в первую очередь на развитие производительных сил и промышленности Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, затраты же на обеспечение перспективного транзитного грузопотока в общем объеме потребных инвестиций имеют незначительную долю. 

   Безусловно, реализация транзитного потенциала и привлечение на сеть российских железных дорог транзитного евро-азиатского грузопотока является достаточно сложной задачей — рынок евро-азиатских транзитных перевозок с точки зрения бизнеса является достаточно  труднодоступным и высококонкурентным. Тем не менее решение поставленной задачи необходимо для страны с точки зрения геополитики, геостратегии и экономики. 

   Достаточно сказать, что объем взаимной торговли между Европой и Азией в 2011 году составил $1,2 трлн, или 195 млн т в физическом выражении, взаимный контейнерооборот — 20 млн ТЕU. При этом среднегодовые темпы его прироста оцениваются в 2–3%. Таким образом, суммарный перспективный грузооборот между странами Европы и Азии достигнет к 2020 году порядка 240 млн т в физическом и $1,8 трлн в стоимостном выражении. 

   Пока подавляющий объем грузов между Европой и Азией идет через Суэцкий канал. При этом морской маршрут, даже при существующих условиях, почти вдвое уступает сухопутному по скорости. Кроме того, он становится всё более опасным, требующим постоянного контроля военно-морскими силами. 

   Иными словами, российские железные дороги имеют вполне реальный шанс занять на евро-азиатском транспортном рынке вполне достойную нишу, связанную например, с перевозками дорогостоящих грузов, чувствительных к срокам доставки. Не случайно ОАО «РЖД» реализуется комплексная стратегическая программа действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года. Предусмотрено, в частности, поэтапное повышение маршрутных скоростей движения контейнерных поездов до 1500 км/сутки. Внесены предложения по стабилизации тарифов на международные перевозки крупнотоннажных контейнеров. 

   В рамках стратегического сотрудничества между ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ» определены маршруты перевозок грузов из северо-западных и центральных провинций Китая в страны Европы, с паритетным распределением грузовой работы между железнодорожными администрациями наших стран. В 2012 году с участием российской, казахстанской, китайской и немецкой сторон зарегистрировано совместное предприятие, осуществляющее регулярные железнодорожные контейнерные перевозки по маршруту Чунцин (Китай) – Дуйсбург (Германия). Кроме того, ведется работа по созданию объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), оказывающей комплекс транспортных услуг на железных дорогах России, Казахстана и Белоруссии. 

   Однако для гарантированного привлечения евро-азиатского грузопотока на транспортные коммуникации России необходима поддержка на государственном уровне. Так, важную роль может сыграть отмена госрегулирования тарифов на транзитные перевозки крупнотоннажных контейнеров в целях создания равных условий конкуренции российской транспортной системы с другими перевозчиками. Кроме того, было бы целесообразно ограничить таможенный контроль транзитных контейнеров проверкой целостности средств идентификации и запорно-пломбировочных устройств и создать единый координационный орган, в целях согласованного взаимодействия различных видов транспорта и государственных контролирующих органов.

    Наконец, принятие закона «О транзите», разработанного Ассоциацией российских экспедиторов, позволит сформировать новые возможности в части правового регулирования транзитных перевозок и значительно усилить и развить конкурентные преимущества транспортной системы России на мировом рынке. 

   В генеральной схеме развития железнодорожного транспорта па период до 2020 года предусматривается освоение транзитного грузопотока в объеме более 300 тыс. ТЕU, и это не только планы. Перечисленные конкретные мероприятия по решению этой задачи говорят о полной уверенности в достижении указанных показателей. В сочетании с другими видами транспорта создается мощный транзитный потенциал, который позволяет в ближайшей перспективе привлечь на отечественный транспортный комплекс транзитный грузопоток в объеме более 1 млн ТЕU. И нет никаких сомнений, что Россия в ближайшем будущем станет одной из мощных транзитных держав, обеспечивающей евро-азиатские транспортно-экономические связи.