Итоги совещания ФТС по вопросу оформления электронного транзита с участием экспертов от бизнес-сообщества. 12.04.23

12 апреля 2023 года в видеорежиме при участии должных лиц ГУОТОиТК ФТС РФ: Дворова Сергея Сергеевича, зам. начальника отдела организации государственного контроля в пунктах пропуска и реализации пограничной политики ГУОТОиТК,  и Бубело Михаила Валерьевича зам. нач. отдела методологии и организации функционирования единой транзитной системы состоялось обсуждение предложений предпринимательского сообщества об урегулировании порядка проведения досмотра/осмотра товаров и транспортных средств в пунктах пропуска по заявлениям декларантов таможенной процедуры таможенного транзита(если декларация подается не перевозчиком) и таможенных представителей.

Основанием для таких предложений послужило увеличение случаев привлечения декларантов и таможенных представителей к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ за заявление недостоверных сведений о товарах в транзитной декларации. При исследовании субъективной стороны в таких административных производствах таможенные органы регулярно напоминают декларантам и таможенным представителям о наличии у них права на проведение осмотра/досмотра, закрепленного статьей 84 ТК ЕАЭС, что при добросовестном осмотрительном поведении дает декларанту/таможенному представителю возможность перед подачей транзитной декларации сверить документы с содержимым грузового отсека транспортного средства.

Предприниматели считают такой подход несправедливым. Переход на электронную подачу транзитной декларации произошел за счет применения двух различных технологий, описанных Приказом Минфина РФ №144н: подачи предварительной транзитной декларации и формирования транзитной декларации в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК №214 из предварительной информации, поданной в электронном виде в объеме транзитной декларации.

Причем технология выгрузки транзитной декларации из предварительной информации не требует дополнительной подачи уведомления о прибытии. Номер предварительной информации универсально заменяет и обязанность о подаче ПИ, и уведомление о прибытии, и выгрузку электронной транзитной декларации. Такая технология на практике позволяет завершить таможенное оформление в течение нескольких минут от момента представления таможенному органу номера ПИ, поэтому наиболее востребована перевозчиком и в основном заказывается декларантами у таможенных представителей.

Согласно статистической информации ФТС РФ, среднее время оформления транспортного средства в пункте пропуска на сегодняшний день составляет 17 минут, если не сработала система управления рисков. Поскольку в пункте пропуска все операции совершаются перевозчиком, а представители декларантов/таможенных представителей в пункте пропуска отсутствуют, то вопрос предпринимателей вынесенный на совещание состоял в том каким образом, кому и в какое время подавать заявление на проведение осмотра/досмотра и как это заявление будет учтено в системе информационного взаимодействия чтобы обеспечить досмотр/осмотр до подачи транзитной декларации но после подачи уведомления о прибытии, интересует предпринимателей.

Должностные лица ФТС РФ сообщили нам, что у декларанта и таможенного представителя есть право на проведение осмотра досмотра, предусмотренная нормой прямого действия статьи 84 ТК ЕАЭС, которая не нуждается в создании дополнительного порядка, а также есть права на совершение грузовых операций в зоне таможенного контроля в пунктах пропуска, установленное статьей 95 ТК ЕАЭС. Порядок оформления пропусков для доступа в пункт пропуска регулируется приказом Минтранса от 31.03.2022 №107. Таким образом, с точки зрения должностных лиц ФТС РФ, правовое поле проведения досмотра/осмотра в пункте пропуска сформировано, остальные вопросы предпринимателей находятся в плоскости гражданско-правовых отношений между таможенным представителем, декларантом и перевозчиком.

Представители ФТС РФ согласились с тем, что в соответствии с положениями статьи 14 ТК ЕАЭС таможенный контроль, а значит и право на досмотр/осмотр в пункте пропуска возникает только после подачи перевозчиком уведомления о прибытии, соответственно, в случае выгрузки транзитной декларации из предварительной информации реальная возможность досмотреть товары возникает только в случае подачи заявки одновременно с уведомлением о прибытии. Все согласились, что подача таких заявлений таможенным представителем или декларантом снизит пропускную способность пунктов пропуска, а в отдельных местах и блокирует их работу, поскольку пункты пропуска не оборудованы для проведения массовых досмотров.

Вместе с тем должностные лица ГУОТОиТК заметили, что технологии ускорения оформления товаров и транспортных средств в пунктах пропуска реализованы и внедрены в интересах предпринимателей, поэтому увеличение риска привлечения к административной ответственности в результате применения передовых технологий в данном случае оправдано быстрым прохождением границы, а минимизация таких рисков предлагается за счет организации определения сведений о товарах до их прибытия товаров на территорию РФ, а для таможенных представителей путем реализации своего права на запрос документов и сведений от декларанта.

Предложение предпринимателей совместно зафиксировать тот факт, что при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита реализация прав декларанта и, соответственно, таможенного представителя объективно ограничена, представители ФТС РФ не поддержали. 

Также должностные лица ГУОТОиТК сообщили, что в настоящее время отсутствует практика обращения декларантов о проведении досмотра/осмотра в пунктах пропуска, что дает им основание полагать об искусственном создании проблемы отсутствия регулирования порядка проведения осмотра/досмотра в пунктах пропуска, которая на практике не имеет подтверждения.

 

 

Материал подготовлен Анастасией Чурсиной (член Правления Гильдии «ГЕРМЕС»).

Комментарии (0)