Отбросив в сторону факторы кризиса мировой экономики, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке оказания услуг в области таможенного дела за последние 2 года.
Рейтинг 2010. Первое полугодье
Традиционный анализ деятельности таможенных брокеров в Санкт-Петербурге претерпел некоторые изменения из-за значительного увеличения рядом компаний декларирования в таможнях региона. Причиной тому начавшийся в прошлом году процесс консолидации брокеров санкт-петербургских и региональных компаний, который естественным образом повлиял на статистику.
Тем не менее, отрадно сознавать, что первое и третье место в регионе за членами нашей Ассоциации, соответственно ООО «СЗТК» и ООО «Восход».
Рис 2.
Если рассматривать деятельность таможенных брокеров (представителей) в таможнях Санкт-Петербурга, то и здесь лидерство ООО «СЗТК» и ООО «Восход» неоспоримы. В целом особых чудес в первой пятерке не наблюдается: ООО «Таможенный консалтинг» и далее ООО «Тандем» и ООО «Транс-Бизнес брокер». Первое место ООО «СЗТК» связано с восстановлением объемов производства у ключевого клиента компании – автозавода «Форд» Теми же причинами (увеличение импорта на завод «Ниссан» можно объяснить повышение рейтинга ООО«Таможенный консалтинг»).
Откат ООО «СВТС-Легион «Северо-Запад» по результатам работы в Санкт-Петербурге на 8 место компенсируется активной деятельностью в регионах, где эта компания бесспорный лидер.
Другая тенденция. В первый дивизион рвутся «новички». Так ООО «Столичная логистическая компания» (ранее известное как ООО «Роско») вполне возможно прорвется в первую пятерку по Санкт-Петербургу по итогам второго полугодия, ведь при таком темпе роста, отставание в двести ГТД – препятствие преодолимое. Участники рынка расходятся в мнениях о причинах успеха этой компании.
Посмотрим по итогам года, будут ли сенсации в нашем традиционном рейтинге лидеров.
Прогноз ожиданий.
Наступила новая активная фаза преобразований в таможенном законодательстве и администрировании таможенного дела.
Давайте посмотрим, что происходит в настоящее время и подумаем над тем, что несет за собой грядущее реформирование.
На рынок околотаможенных услуг в последние два года доминирующее влияние оказывают три процесса:
- отказ ФТС России от поддержания системы договоров поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей
- перенос таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации
- создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана
Однако настораживает намечающаяся тенденция по притеснению таможенных брокеров, указывающая на возможные изменения в расстановке сил. Тем более, что подобный процесс, скорее напоминающий передел рынка, во всю происходит применительно к таможенно-логистическим комплексам. Скоро станет понятно, кто оказался в выигрыше в этой «увлекательной затее».
Здесь уместно вспомнить родоначальника современного менеджмента Анри Файоля, который считал главной функцией менеджмента - планирование. Еще одна важнейшая деталь заключается в том, что менеджмент (или управление) имеет дело не столько с логикой и универсальными принципами и правилами, сколько с интересами людей и их возможностями оказывать влияние.
Простыми доказательствами данного постулата явились как «летний коллапс в Петербурге», так и более чем на треть сокращенное количество таможенных брокеров (представителей), включенных в Реестр ФТС России. Предубеждение таможенной службы о несостоятельности договора поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей вывело из легального сектора услуг в области таможенного дела более 150 компаний и не дало возможности легализоваться еще сотни, ожидающих включения в Реестр. Получается, что государство вполне устраивает работа серых брокеров за печатью клиента с полным отсутствием ответственности, в том числе и по уплате налогов от своей деятельности.
Рис.1
Скоропостижное закрытие двух крупнейших таможенных постов Санкт-Петербурга, также удивило непродуманностью последствий. Вся страна на протяжении более месяца наблюдала за развитием событий. Пострадали наши крупнейшие производства, в том числе и автомобильные, так что история быстро приобрела статус международной.
Дальнейшие шаги по реорганизации таможенных постов Санкт-Петербурга настораживают… Довольно трудно оценить, что в итоге получает государство, а что бизнес, и чем это удобнее для логистики региона.
Шотландский экономист и философ Смит, видный представитель классической буржуазной политической экономии. Кстати, сын таможенного чиновника говорил: Находясь в рамках одной парадигмы, трудно представить какую-либо другую парадигму.
Сейчас складывается впечатление, что идет исполнение решений любым способом, а результат…? А, что результат...? Может, не хватает смелости отойти от старых принципов управления, когда основной целью администрирования является «устройство очередного рубежа на пути контрабанды». (Тут очень важно остаться правильно понятым: Контрабанде, контрафакту и другой «контре» конечно же – НЕТ!)
Но с другой стороны, жесткое администрирование привело к передергиванию понятия таможенного контроля и приближению его к тотальному контролю. Даже на уровне Правительства уже открыто обсуждается, куда мы зашли с тотальными досмотрами. На недавнем совещании по вопросам инвестиционного климата в России министр Минэкономразвития Эльвира Набиуллина привела весьма показательные цифры: «частота физического досмотра груза в стране около 44%, при этом 10% досматривается более раза». Для сопоставления были приведены цифры по США и Германии частота досмотров не более 3%, а в Великобритании – 2%. Причем мы - единственная страна, у которой рейтинг таможенного администрирования в 2009 году понизился.
Очень ценное замечание, что количество требуемых документов для таможенных целей в России вдвое превышает показатели других стран.
Никому в голову не придет осуждать эти страны в попустительстве контрабанде. Дело в современном аналитическом подходе к пропуску товаров, основанному на системе рисков, когда опыт и анализ позволяют с высокой степенью достоверности определять «опасные товары», при этом способствуя максимально быстрому оформлению остального товаропотока.
Напрашивается очевидный вывод: чтобы решение было правильным, к нему нужно подходить более взвешенно, а значит всесторонне, с учетом мнения деловых кругов и местных администраций, чьи интересы затрагиваются в итоге. Отличный пример в подобной ситуации нам подал Президент России, предложив всему обществу открыто обсудить проект Федерального закона «О полиции». Совершенно очевидно, что подобный подход позволяет максимально учесть мнение заинтересованных сторон и минимизировать вредные последствия возможных однобоких волюнтаристских решений. Не факт, что милиция станет полицией, но у общества появляется возможность максимально повлиять на принимаемое решение.
Теперь мы работаем в новом таможенном пространстве и, надо понимать, стремимся вступить в ВТО, следовательно стоит перестроить принципы таможенного администрирования под те международные стандарты ВТамО и ВТО. То есть во главу необходимо поставить основной принцип: способствование развитию торговли.
В подобных условиях важно учесть недостатки практики применения действующего Таможенного кодекса РФ. Возьмем главенствующий аспект – прямоту действия. На деле Кодекс не соответствует подобным требованиям даже сейчас, спустя семь лет после его выхода в свет. Причем, что характерно, не урегулированы или не до конца проработаны именно те нормы, которые направлены на предоставление преференций участникам ВЭД (по словам Президента Д.А. Медведева только около 5% участников ВЭД применяет специальные упрощенные процедуры), а также там, где действия таможенной службы в отношении лиц, включаемых в Реестры были бы четко регламентированы.
Если говорить о таможенных брокерах отдельно, то не покидает ощущение надвигающегося «административного внимания», о чем свидетельствует Акт проверки Балтийской таможни, размешенный на ряде интернет-ресурсов. При прочтении невольно складывается впечатление, что на брокеров хотят повесить все, включая и низкую таможенную стоимость товара, указанную в контракте (как будто брокер заключает внешнеторговый контракт).
Похоже, что начинается переход от солидарной ответственности к единоличной ответственности таможенного брокера «ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВСЁ!».
Очень пугают подобные рекомендации: «Организовать на постоянной основе применение мер таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, таможенные операции по которым совершают от имени декларанта таможенные брокеры (и далее приводится внушительный список)».
Такое впечатление, что брокеры, каким то невиданным образом влияют на заключение сделок по заниженной стоимости (что тоже не факт, а, следуя судебной практике, даже скорее наоборот). Подобная практика применения к списку брокеров дополнительных мер тотального контроля призвана скорее отвадить клиентов и передать их в другие руки с теми же контрактами. Учитывая, что в «черный список попали 5 компаний из первой десятки, а из непопавших 2 компании специализируются на импорте продуктов питания («Балт-форвард» и «Атри»), возникает вопрос «cui prodest?» (кому выгодно (лат.))
Для наглядности приводим рейтинг по Балтийской таможне
- ООО 'ТАМОЖЕННЫЙ КОНСАЛТИНГ'
- ООО 'ТАНДЕМ'
- ООО 'ТРАНС-БИЗНЕС БРОКЕР'
- ООО 'ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКАЯ ФИРМА 'БАЛТ-ФОРВАРД'
- ООО 'СТОЛИЧНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ'
- ЗАО 'РОСТЭК-СЕВЕРО-ЗАПАД'
- ООО 'БАДИС'
- ООО 'АТРИ'
- ООО 'С.В.Т.С.-ЛЕГИОН СЕВЕРО-ЗАПАД'
- ООО 'ВНЕШТЕРМИНАЛ-2000'
Не менее удивительным является указание об исключения одного из брокеров из Реестра. Очевидно, что производство по делу об АП еще не закончилось (если дело вовсе возбуждалось), а решение о виновности и исключении уже принято.
Продолжая анализировать Акт, необходимо отметить бессмысленность анализа 54-й графы с целью борьбы с подставными фигурами в таможенных органах. Наша ассоциация давно и планомерно выступает за борьбу с «черными» и «серыми» брокерами. Но ловить надо тех людей, кто в сговоре с инспектором присваивает декларацию неизвестно от чьего имени. Для этого есть средство: сравнить лиц, указанных в описи со списком лиц, пропускавшихся в этот момент на таможенный пост. Пропускной режим на постах должен быть строгий, так что по идее можно быстро вывести всех нелегалов на чистую воду. Но видимо это было никому не нужно.. (Лицо, указанное в 54-й графе составляет декларацию, но не обязательно представляет ее в таможню, это может сделать любое другое доверенное лицо, да и электронное декларирование набирает силу).
Есть надежды, что новый руководитель Балтийской таможни, славящийся своей решительностью, наведет порядок. Что ж, поживем, увидим…