В успехе любого
современного бизнеса одну из решающих ролей играет организация логистики.
Развитие логистического сегмента рынка напрямую зависит от расширения
производства конечных товаров, то есть от развития бизнеса потенциальных
клиентов логистических провайдеров. Существенно возрастает роль прогнозирования
покупательского спроса и развития рынка продаж в целом. При определении
перспектив логистического рынка в России нельзя не учитывать тот факт, что наша
страна ныне является членом ВТО, и, следовательно, российский бизнес будет
развиваться в условиях открытости границ и единых стандартов грузоперевозок.
Аналитики предсказывают увеличение внутреннего потребительского спроса в России
в ближайшие два года более чем на треть, и на уровне 16-17 процентов  –
рост розничных продаж, что дает хорошие шансы подняться гораздо выше 95 места,
которое мы сейчас занимаем согласно рейтингу Всемирного
банка The Logistics Performance Index.

Необходимо подчеркнуть
важнейшую роль логистики в производственных отраслях, где от правильной и
своевременной доставки комплектующих зависит конечный результат всей
производственной цепочки. И, безусловно, трудно переоценить роль логистической
составляющей в такой сфере, как торговля, в особенности, если речь идет о
скоропортящейся продукции. Здесь функция логистики зачастую является
определяющей.

Таким образом,
успешность ведения бизнеса предполагает правильный выбор поставщика
логистических услуг. Универсальной методики здесь нет, однако можно выделить
ряд моментов, которые следует учитывать потенциальному заказчику в его поиске
бизнес-партнера, специализирующегося на продаже логистического продукта. Прежде
всего, следует верно оценить масштаб собственного проекта и его специфику.
Меньшие по масштабу бизнес-проекты требуют менее комплексного набора
логистических услуг, на уровне стандартного логистического сервиса. Более
масштабные проекты, с обширной номенклатурой товара, специфическими
требованиями к его транспортировке, упаковке и хранению, предполагают наличие
более широкого спектра логистических процедур, на уровне полноценного
3PL-пакета. В таких случаях бывает необходима серьезная экспертиза со стороны
компании-поставщика, как определенный этап в совместной работе с клиентом. На
подобную предварительную проработку может потребоваться от трех до девяти
месяцев.

Зачастую, выбирая
логистическую компанию-провайдера, клиенту приходится решать сложную дилемму
соотношения цены и качества предлагаемых услуг. Компании, предлагающие
невысокую цену за свои услуги, как правило, не обладают развитой складской
инфраструктурой и ограничены в технических возможностях; уровень их сервиса, с
точки зрения потребностей современной логистики, минимальный. Высокий уровень
складского и транспортного сервиса, их современное технологическое и
организационное наполнение диктуют и более высокую цену, но при этом
обеспечивают и необходимое качество предлагаемых провайдером услуг. Серьезные
игроки на рынке всегда отдают предпочтение логистическим компаниям с
гарантированной внутренней системой качества.

Как известно,
логистические технологии 3PL-класса (Third Party Logistics) являются наиболее
перспективным направлением в развитии российского рынка. Хотя в этой области
Россия пока играет роль догоняющего, позиции 3PL-логистики в нашей стране с
каждым годом укрепляются. Боле того, актуальным становится вопрос о переходе на
следующий уровень логистического обслуживания бизнеса – к технологиям 4PL, к
еще более комплексному логистическому аутсорсингу. Современные логистические
концепции позволяют оптимизировать затраты клиента и учитывать все его
требования по перевозке и хранению товара. Внешний оператор (3PL-провайдер)
берет на себя все обязательства по организации грузоперевозок, учету и хранению
товара, складской инфраструктуре и подготовке документации. Логистические
процедуры, таким образом, полностью переходят в руки профессионалов, способных
оперативно оценивать обстановку, принимать своевременные решения и использовать
новые технологические подходы.

Высокая
клиентоориентированность логистических услуг проявляется в качестве
предоставляемого клиенту отчета. Он должен быть понятным по форме, не содержать
ошибок, предоставляться оперативно и, в случае необходимости, в автоматическом
режиме. Современный логистический провайдер, работающий в 3PL-сервисе, имеет
возможность предоставлять клиенту информацию по продвижению товара по всей
цепочке поставок. Высокая стоимость услуг компенсируется для клиента
значительной экономией времени. Кроме того, комплексный 3PL-сервис позволяет
экономить внутренние бизнес-ресурсы клиента, высвобождая их из логистической
цепочки – клиенту в таком случае уже нет необходимости иметь целый штат
сотрудников, занятых транспортировкой, обработкой и хранением товара. Уменьшив
внутренние логистические подразделения, клиент получает возможность сосредоточить
все ресурсы на профильной деятельности.

Преимущества
комплексного логистического сервиса очевидны, однако не всегда выбор в пользу
компаний такого уровня является необходимым. Залог успешного сотрудничества
между поставщиком и покупателем логистических услуг – прежде всего в правильной
оценке возможностей потенциального партнера. Просчеты и недоработки могут иметь
место и с той, и с другой стороны. Клиенту необходимо донести до
компании-поставщика полную картину того,  какой комплекс услуг ему
требуются. Компания-провайдер, со своей стороны, должна ясно представлять
уровень запросов конкретного клиента, в соответствии с возможностями и
масштабом его бизнеса. Если потребности клиента не предполагают полноценной
линейки 3PL-услуг, то ему следует выбрать более простое решение и
сосредоточиться на поиске партнера, который обеспечил бы традиционный набор
услуг по транспортировке и хранению товара.

На этапе выбора
логистического оператора заказчик анализирует спектр предложений на рынке,
собирает информацию о поставщиках услуг, прислушивается к рекомендациям коллег
и партнеров по бизнесу. Однако не всегда предварительная информация способна
дать клиенту верное представление о перспективах его сотрудничества с той или
иной компанией-провайдером. Поставщик логистических услуг может находиться в
ситуации, когда все его ресурсы брошены на выполнение уже заключенных
контрактов, на реализацию крупномасштабных проектов, и он просто не может
отвлечь часть из них на работу с более мелкими партнерами.

Со своей стороны, клиент
не всегда способен верно оценить логистическую составляющую собственного
проекта и порой предоставляет поставщику некорректную информацию. Задача
провайдера в таком случае – спрогнозировать варианты логистического обеспечения
данного проекта, вовремя оценить возможные риски и уже на этом основании
принимать решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с клиентом.
Квалифицированный поставщик услуг, если он заинтересован в заказчике, всегда
может предложить варианты логистических процедур, подходящие именно к данному
проекту, основываясь на собственном опыте работы на рынке.

Следует подчеркнуть, что
полноценный диалог поставщика и покупателя услуг необходим и тогда, когда
проект уже принят к реализации. Одна из типичных ошибок клиента – после
заключения договора самоустраниться от логистики и передать решение всех
проблем провайдеру. Участие заказчика может оказаться необходимым на любой
стадии движения товара в цепочке поставок, и оптимальное решение нередко
принимается только после совместного обсуждения проблем. Таким образом,
постоянный диалог с партнером – одно из обязательных условий успешной
реализации логистического проекта.

Учет всех этих факторов,
несомненно, поможет участникам рынка оптимизировать работу с партнерами по
бизнесу и от отдельных совместных проектов перейти на уровень долгосрочного
взаимовыгодного сотрудничества.