20 марта 2015 года состоялся V Всероссийский Форум
саморегулируемых организаций. Ежегодное мероприятие, которое прошло в рамках
Недели российского бизнеса, было организовано РСПП, ТПП и Национальными
объединениями саморегулируемых организаций при участии Государственной думы и
Министерства экономического развития РФ.

    По предварительным подсчетам на Форуме присутствовало около
500 человек. Точное количество участников будет объявлено позднее. На
мероприятие съехались представители различных отраслей бизнеса со всех уголков
России. Участникам было предложено рассмотреть вопросы, связанные со
становлением и развитием саморегулирования в стране.

  Представленная на днях предпринимательскому сообществу
концепция развития института, которая была разработана Министерством
экономического развития, стала основной темой для обсуждений на форуме.
Напомним, подготовить документ и разобраться в проблемах саморегулирования в
мае 2014 года поручил Правительству Президент РФ Владимир Путин. Передоложенные
в концепции подходы к саморегулированию профессиональной и предпринимательской
деятельности вызвали у предпринимателей как положительные, так и резко
отрицательные отзывы.

    На пленарном заседании, с которого началась деловая
программа встречи, Президент РСПП Александр Шохин посетовал, что организаторы
рассчитывали на более высокий уровень представительства правительства на Форуме
СРО. В частности, была договоренность о присутствии 1-го вице-премьера Игоря
Шувалова, а также Министра экономического развития Алексея Улюкаева, но оба
чиновника были вызваны сопровождать Владимира Путина во время его визита в
Астану.

    Тем не менее, это не снизило ценности и важности
мероприятия. Александр Шохин заверил, что «в этом году Форум актуален как
никогда. Нам нужно использовать эту площадку для того, чтобы, во-первых,
завершить публичные обсуждения [концепции], во-вторых –энергично перейти к
разработке проекта федерального закона, призванного существенно изменить
правовое регулирование деятельности СРО». Он отметил, что темпы развития
саморегулирования на сегодняшний день недостаточны. Одним камнем преткновения
Шохин назвал несовершенство законодательства. Вторым – нежелание отдельных органов
власти передавать свои функции на уровень саморегулирования.

    «Если возвращаться к концепции, то этот всплеск внимания,
наверное, связан не только с тем, что президент соответствующее поручение дал.
Я согласен с нашим модератором, [вице-президентом РСПП] Виктором Семеновичем
[Плескачевским], что Президент действительно понимает, в том числе и в
контексте совершенствования надзора, контроля и радикального повышения
эффективности системы государственного управления, что не обойтись без
института саморегулирования и его совершенствования. В тоже время я думаю, что,
еще раз повторю, скопившееся проблемы требуют корректировки», – подчеркнул
Президент РСПП.

    О необходимости поддержки института саморегулирования, в
первую очередь, на уровне самого общества, заявил и глава Комитета Гражданских
инициатив, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Он призвал объединить усилия
и в существующих сегодня особых экономических и геополитических условиях
сделать ставку на реформирование госсистемы управления и в целом всей системы
СРО.

    «Саморегулирование, как один из институтов, мог бы, как и
задумывалось, взять на себя ограничения государственного влияния через
сокращение и передачу части госфункций. Но пока свою главную задачу оно не
выполнило. Конечно, созданы СРО, какие-то полномочия переданы, прежде всего
согласующего и информационного, регистрационного характера. Но реальных
полномочий еще не передано. И сами СРО зачастую превратились в бюрократические
структуры, может даже где-то и ограничивающие вход на рынок в своих областях.
Это я знаю по примеру малого бизнеса, которому стало дороже входить в отрасли
там, где появились СРО», – сказал он. Также Кудрин добавил, что отсутствие
положительных результатов в части реформирования госуправления, недостаточность
развитость системы СРО вызывают у него беспокойство.

    Концепцию развития саморегулирования представил
статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев.
По его словам, начиная с 2003 года развитие системы СРО в областях экономики
считается приоритетным направлением административной реформы, а сам институт
рассматривается как средство повышения эффективности управления, снижения
административной нагрузки на бизнес, и в целом направленным на создание условий
для свободы предпринимательства. Он также рассказал, что проект Концепции был
рассмотрен в конце января 2015 года на заседании Правительства РФ, в целом
одобрен и в настоящее время готовится к представлению в форме распоряжения.

    «Ключевой проблемой содержания института СРО является низкая
степень универсальности Закона № 315-ФЗ и возможность наличия неограниченного
перечня особенностей регулирования деятельности СРО отраслевыми законами», –
подчеркнул Фомичев.

    Зачастую СРО воспринимается не как отдельный правовой
институт с уникальными характеристиками и особенными задачами, а как собирательный
термин, означающий замену государственного регулирования на негосударственное.
Такой подход необходимо менять, ориентироваться на установленные в законе о СРО
базовые признаки, отличающие СРО от других негосударственных форм
регулирования, которые не зависят от отраслевых особенностей, отметил
статс-секретарь.

  В связи с этим совершенствование механизмов
саморегулирования может формированием единой эффективной общегосударственной
модели саморегулирования, определяющей цели и задачи саморегулирования, а также
позволяющей использовать потенциал саморегулирования для повышения качества
продукции и услуг субъектов предпринимательской и профессиональной
деятельности.

    Замминистра отметил, что основным направлением концепции
является систематизация и актуализация обязательных требований к СРО и
национальным объединениям в различных отраслях экономики. В рамках этого
направления планируется решить следующие задачи и проблемы института
саморегулирования: установить правовые основы создания и деятельности национальных
объединений СРО; обратить внимание на стандартизацию деятельности субъектов
предпринимательской и профессиональной деятельности в системе СРО;
откорректировать механизм ответственности предпринимателей перед потребителями
производимых ими товаров (работ, услуг); повысить эффективность контроля СРО за
соблюдением членами СРО установленных требований, а также государственного
контроля (надзора) за деятельностью СРО.

    В заключение Олег Фомичев отметил, что основным механизмом
реализации проекта концепции станет разработка изменений в Федеральный закон «О
саморегулируемых организациях», а также в смежное законодательство о
саморегулируемых организациях в соответствии с общегосударственной моделью
саморегулирования. Соответствующий законопроект, по его словам, будет готов уже
в ближайшие месяцы. Замминистра пообещал провести его широкое обсуждение с
профсообществом.

    Уполномоченный при президенте России по правам
предпринимателей Борис Титов, которому было передано слово, напомнил, что все
больше отраслей предпринимательской деятельности переходит на
саморегулирование. В частности, в данный момент создается 7 новых СРО
виноградарства и виноделия. Партнерства будут развивать производство вина из
российского сырья. Необходимые для этого поправки были не так давно внесены в
171-й закон.

    «Все изменения законодательства шли именно в направлении
усиления работы саморегулируемых организаций. Сейчас во всех винодельческих
районах идет создание СРО виноградарства и виноделия (а где-то уже есть,
например, в Краснодарском крае), которые будут наделены конкретными функциями,
переданными от государства. Это контроль и [ведение] реестра виноградников, как
во Франции, как в Испании. [Мы получим] такие апелласьоны – [особые отметки на
бутылке, в которых разлито] вино географического наименования. Определение
количества выращенного винограда и произведенного из него вина, и, в
соответствии с этими объёмами, получение специальной акцизной марки у
государства, особая система регулирования именно в производстве вина из российского
винограда – это будет целая масштабная система СРО по всей стране. СРО такого
же рода, как существуют практически во всех винодельческих странах мира», –
заметил бизнес-омбудсмен.

    Тему внедрения саморегулирования в укоренившийся порядок
вещей продолжил Председатель комитета ГД по конституционному законодательству и
государственному строительству Владимир Плигин. По его словам, такой
неотъемлемый инструмент института СРО как медиация способен поднять на новый
качественный уровень все российское правосудие.

    «25 миллионов дел различного рода в настоящее время
находится в судах. Это искажает функцию правосудия. Мы не можем постоянно
увеличивать судебные аппараты. 32 тысячи судей в настоящее время в РФ. Поэтому
государство бесспорно готово отдавать решения конфликтных ситуаций, готово
способствовать развитию института медиации. Несомненно, [нужно развивать]
третейское законодательство, третейские процедуры. Только через эти институты
мы способны построить достаточно развитую систему регулирования и разрешения
споров», – заявил Плигин.

    Выступивший с докладом заместитель руководителя Росреестра
Максим Смирнов отметил, что его ведомство также заинтересовано в развитии
института саморегулирования России. Росреестр, в частности, принимал участие в
разработке Концепции совершенствования института Минэкономразвития. Подготовка
документа основывалась в том числе на результатах и анализе контрольной и
надзорной деятельности Росреестра.

  «Росреестр поддерживает заложенные в концепции механизмы, в
том числе связанные с закреплением единой модели саморегулирования. Ее
реализация создаст альтернативные механизмы разрешения споров между СРО и
потребителями», – отметил Смирнов.

   Контрольно-надзорная деятельность Росреестра свидетельствует
о том, что многие саморегулируемые организации устанавливают повышенные по
сравнению с федеральным законом требования к членству, работают над повышением
эффективности контроля, организуют и проводят мероприятия по повышению
квалификации участников. Представитель ведомства рассказа, что в 2014 году к
административной ответственности было привлечено более 22 % членов СРО АУ (2
039 арбитражных управляющих), что на 4 % превышает аналогичный показатель 2013
года. Сумма наложенных административных штрафов в 2014 году составила более 42
миллионов рублей (в 2013 году – более 9 миллионов рублей).

  Первым среди представителей некоммерческих партнерств,
которые в своей работе руководствуются принципами саморегулирования, выступил
Леонид Рошаль – президент Национальной медицинской палаты. Он рассказал о своей
организации, опыте саморегулирования здравоохранения за рубежом, выстроенных
взаимоотношениях с Минздравом, практическом опыте саморегулирования.

   Строительное саморегулирование на пленарном заседании
представил президент НОСТРОЙ Николай Кутьин. Он посетовал, что стройсообществу
и отраслевым СРО отвели незначительную роль в формировании стратегии развития
института, который является для стройкомплекса обязательным.

   «Система саморегулирования в строительстве сейчас объединяет
чуть менее 120 тыс. строительных компаний. Компенсационные фонды, роль которых
важна для защиты интересов неограниченного круга третьих лиц, составляет сумму
в 71 млдрд рублей. Хотелось бы, чтобы представленный Минэканом документ еще был
нами сегодня просмотрен и министерством были восприняты наши предложения по
данной концепции, поскольку концепция особенно важна в рамках того формирующего
подхода к общему законодательству о саморегулировании, о котором говорили
выступающие», – высказал пожелание Кутьин.

   Более детально на документе остановился Президент
Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Он рассказал, что, в отличие о
НОСТРОя, ТПП, наравне с РСПП, участвовала в разработке документа. Также он
обозначил основные расправления работы в рамках концепции.

   «В отношении нацобъединений необходимо, на наш взгляд,
закрепление единого порядка процедур их образования и функционирования. Прежде
всего, это публичность корпоративных процедур, ротация органов управления и
паритет голосов при принятии решений. Должны быть созданы законодательные механизмы
для недопущения использования нацобъединений в интересах отдельных СРО или
групп СРО, и тем более отдельных лиц. На наш взгляд нецелесообразно
искусственное сокращение количества СРО в отдельных сферах деятельности. Именно
законодательное закрепление института Нацобъединений позволит отказаться от
искусственного регулирования количества СРО в одной отрасли и создать условия
для развития саморегулирования. Мы также считаем не вполне верным, а если
точнее, совсем неверным решение о законодательном закреплении преференций для
СРО с большим количеством членов. Принятие таких решений толкает СРО к
раздуванию членской базы в ущерб качеству и основным целям деятельности, что
лишь дискредитирует институт профессионального регулирования», – сказал
руководитель ТПП.

   Также Катырин отметил необходимость реформирования подхода к
имущественной ответственности и информационной открытости как СРО, так и
органов власти. Результатом работы, по его словам, должно стать
законодательство без лазеек для недобросовестных участников рынка, естественным
образом мотивирующее предпринимателей на повышение качества своей деятельности.

   Жесткая критика в адрес авторов концепции прозвучала из уст
президента НОПРИЗ Михаила Посохина. Он, как и руководитель НОСТРОЙ, выразил
неудовольствие, что при разработке документа не учитывалось мнение
профессионального сообщества и членов СРО.

   «Эта концепция развития саморегулирования в какой-то
саморегулируемой организации оказалась? Где-то она обсуждалась в СРО? Если да,
то вам повезло. Нам [в НОПРИЗ], также как и в НОСТРОЙ, она попала благодаря
Виктору Семеновичу Плескачевскому. Минэкономразвития даже и не думает о том,
что нужно советоваться с профсообществом напрямую. [Действует] какими-то
путями, через другие организации, которые не объединяют профессионалов. Я,
слава богу, никогда не был чиновником, поэтому у меня определенное отношение ко
всему этому процессу. И я особенно воспринимаю тонко, когда профсообщество
отстраняется от принятия законов. А это происходит постоянно. Нас спрашивают, мы
пишем свои мнения, замечания, потом они растворяются и исчезают», – попенял
Валерий Павлович.

   Посохин настоятельно порекомендовал не принимать касающиеся
саморегулирования законы без их предварительного обсуждения в нацобъедидениях и
в СРО.

   «Дате нам возможность работать над нашими законами, в нашей
среде, в среде профессионалов», – потребовал он.

   По завершении пленарного заседания прошли круглые столы
«Концепция совершенствования саморегулирования. Надежды на обновления»,
«Национальные Объединения саморегулируемых организаций – амбиции и реальность»,
«Современные механизмы эффективного контроля и надзора», «Саморегулирование на
финансовых рынках», «Особенности и проблемы саморегулирования в строительстве»
и «Саморегулирование в здравоохранении». В рамках каждой секции были
представлены тематические доклады, отдельные моменты которых в дальнейшем
обсуждались с присутствующими участниками встречи.

«Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)