Таможенные представители. Количество не переходящее в качество.
Анализ изменений ситуации на рынке
Если в начале года мы с Вами отмечали устойчивый спад количества включенных в Реестр ФТС таможенных представителей, то уже сейчас можно с уверенностью констатировать о восстановлении докризисного уровня. Давайте посмотрим на график График.
При внимательном изучении структуры Реестра декабря 2010 года становится очевидным, что начало 2011 года связано с 'восстановлением списка', то есть в первом квартале в Реестр включали те организации, которые по тем или иным причинам не были включены в декабре. 'Непродление полномочий' с наступлением 1 января 2011 года связано с нерасторопностью юристов организаций или соответствующих подразделений ФТС.
Второй фактор, влияющий на данный процесс - 'перегретость' рынка банковских услуг по предоставлению банковских гарантий. Банковское предложение в виде суммарного лимита из Реестра банков ФТС РФ (156 млрд. руб.) и спрос из 300 (12 млрд. руб.) выданных таможенным представителям банковских гарантий говорят сами за себя (13 кратное превышение).
Продолжая банковскую тему, следует заметить, что уже в начале прошлого года стало очевидным: аппетиты банков значительно поумерились. Если в посткризисное время в период отмены ФТС РФ действия договоров поручительства обслуживание банковской гарантии было под силу немногим, то сейчас банковская комиссия 4-6% годовых (без залога или депозита) вполне приемлема, и чуть превышает по финансовой нагрузке размер обеспечения по договору поручительства.
Итак, налицо количественное изменение в сторону увеличения в Реестре таможенных представителей. К сожалению, о качественной составляющей, речи по-прежнему не идет. Положение таможенных представителей на фоне огромной ответственности в млн евро, солидарной ответственности по уплате таможенных платежей, а также возможностью расстаться с бизнесом из-за задолженности в 250 тысяч рублей выглядит неубедительно. Подобная нестыковка между размерами обеспечения, сложностью входа бизнес в сравнении с возможностью распроститься со всем в одночасье вызывает недоумение и естественное желание найти справедливое решение.
Возможность высказаться
Отстраненность бизнеса от участия в формировании таможенной политики в стране давно не дает покоя прогрессивным экономистам и лидерам бизнес-объединений. Во всем мире бизнес лоббирует через специальные процедуры законы, уравнивающие чрезмерное регулирующее воздействие со стороны контролирующих органов государства. Наконец, и в России Правительством был принят первый шаг в развитие статьи 53 Закона о таможенном регулировании: четырем общероссийским объединениям (ТПП РФ, НП «ОПОРА РОССИИ», ДЕЛОВАЯ РОССИЯ и РСПП) предоставлено право общественной экспертизы нормативных актов ФТС РФ. А вот Указ Президента РФ от 12 июля2011 г. N 929 'О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября2004 г. N 1313' остался практически незамеченным. Внесены изменения в п. 15: «направлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании предложения Министерства экономического развития Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности». То есть, Минэк вправе отменить или внести необходимые изменения в любые нормативные акты. Профессиональному бизнесу важно обосновать, что действия последних затрудняют ведение предпринимательской деятельности.
Таким образом, у бизнес-сообщества появилась возможность влиять на издаваемые ФТС РФ и другими контролирующими органами нормативные акты, содержащие нормы сдерживающие развитие предпринимательства, с признаками избыточности контроля, а также коррупционноемкие.
Желание порулить
В последнее время усиливается настроение деловых кругов, осуществляющих услуги в сфере таможенного дела, встать на путь саморегулирования. По нашей информации, рядом инициативных групп ведется работа по подготовке законопроектов, направленных на установление саморегулирования в сфере таможенного дела и ВЭД. Гильдия давно и активно участвует в этом процессе создания своего профессионального закона о саморегулировании деятельности таможенных представителей. На наш взгляд, саморегулирование избавит государство в лице таможенной службы от излишнего контроля за деятельностью профессиональной среды. В качестве положительного примера можно привести саморегулирование в строительстве и в ряде других сфер деятельности.
Расширение возможностей
В июне текущего года произошло долгожданное событие для членов Ассоциации: Министерство юстиции России провело перерегистрацию нашей организации в некоммерческое партнерство 'Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД'. Сегодня успешно расширяется география присутствия Гильдии в регионах, появились представительства на Дальнем Востоке, Юге страны и в Москве.
Все убедительней выглядит доля оформляемых ДТ (деклараций на товары) членами Гильдии на Северо-Западе. Так, из ТОП 20 крупных таможенных представителей региона 13 являются членами Гильдии.
Если говорить о традиционном анализе лидеров по количеству деклараций, то можно отметить новые имена в рейтинге 5 лучших. Приведем сравнение с результатами мониторинга по состоянию на конец года. Что же мы здесь видим: в пятерку ворвалось, причем сразу заняв роль лидера ООО 'САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНСУЛЬТАНТ'. ООО 'ВОСХОД' и ООО 'СЗТК' в очередной раз поменялись местами. На 7-е место с 4-го опустился «РОСТЭК «Северо-Запад» и выбыла из 20-ки непонятная «Столичная логистическая компания»
Отметим: среди пятерки лидеров только одна организация не состоит в Гильдии Рисунок
В заключение, традиционно приводим общий рейтинг таможенных представителей по количеству оформленных деклараций:
Комментарии (0)