Заседание Консультативного совета при СЗТУ состоялось 8 декабря

   В повестке заседания Консультативного совета по таможенной политике при Северо-Западном таможенном управлении 8 декабря значились 2 вопроса:

1. Об итогах работы таможенных органов СЗТУ после передачи таможенным органам полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля и принимаемых мерах по ликвидации очередей в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

Докладчик: Красильников Кирилл Владимирович, начальник службы организации таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления 

2. О ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации в СЗФО. Информация о плане мероприятий по поэтапному выводу из Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий региона деятельности Санкт-Петербургской таможни отдельных таможенных операций и таможенного контроля

Докладчик: Марчуков Алексей Николаевич, начальник организационно-инспекторской службы Северо-Западного таможенного управления

 

1. Справка

 

по вопросу: «Об итогах работы таможенных органов СЗТУ после передачи таможенным органам полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля и принимаемых мерах по ликвидации очередей в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». 

 

Принятый Федеральный закон от 28.12.2010 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 394) направлен на совершенствование процедуры пропуска товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации.

Федеральным законом № 394 был предусмотрен особый порядок вступления в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, что связано с необходимостью:

-  внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся регулирования правоотношений по осуществлению контроля в пунктах пропуска, а также утверждения типовых схем организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

-     передачи штатной численности подразделений контрольных органов (должностных лиц), полномочия которых передаются таможенным органам;

- оборудования и переоборудования пунктов пропуска;

-  переподготовки должностных лиц таможенных органов, осуществляющих свои полномочия в пунктах пропуска.

К сожалению, ряд мероприятий, имеющих важное значение для работы пунктов пропуска, но не зависящих от таможенных органов, не был реализован:

-     не передана штатная численность контрольных органов, функции которых согласно Федеральному закону №394 теперь исполняют в пунктах пропуска должностные лица таможенных органов;

-     не было проведено оборудование и переоборудование пунктов пропуска в целях их специализации.

Для подготовки и начала реализации положений Федерального закона № 394 в СЗТУ и пограничных таможнях были разработаны планы мероприятий. Также выполнялся План первоочередных мероприятий, разработанный ФТС России. В ходе этой работы был организован и проведен целый ряд мероприятий.

Одной из важных задач на подготовительной этапе являлось недопущение значительного снижения пропускной способности МАПП, для чего был предпринят целый комплекс мер:

-    во всех таможнях скорректированы графики отпуской должностных лиц таможенных постов, осуществляющих отдельные виды государственного контроля в рамках реализации Федерального закона № 394;

-    проведен комплекс мероприятий, направленных на обучение должностных лиц на рабочих местах: семинары с участием представителей иных контролирующих органов, стажировки, деловые игры с условным выполнением возлагаемых на таможенные органы функций;

-    организовано прикомандирование на таможенные посты, расположенные в МАПП, должностных лиц из функциональных отделов таможен:

  1. Псковская таможня приняла решение о прикомандировании должностных лиц за счет внутренних резервов: на ТП МАПП Убылинка - 8 чел.; на ТП МАПП Шумилкино - 1 чел.; на ТП МАПП Куничина Гора - 3 чел. ;
  2. Кингисеппская таможня прикомандировывает на т/п МАПП Ивангород двух главных таможенных инспекторов из функциональных отделов таможни.
  3. Себежская таможня прикомандировала на т/п МАПП Бурачки четырех должностных лиц из внутренних таможенных постов.
  4. Выборгская таможня откомандировала 24 должностных лица в ОТОиТК следующих таможенных постов:
  • МАПП Торфяновка - 11 должностных лиц,
  • МАПП Брусничное - 7 должностных лиц,
  • МАПП Светогорск - 6 должностных лиц.

-  рассчитана потребность в прикомандировании должностных лиц из других РТУ.

29 июня 2011 года в 53 пунктах пропуска в регионе деятельности СЗТУ началась реализация положений Федерального закона № 394.

4 месяца работы показали, что в среднем по 72% товарных партий, подконтрольных СКК, таможенные органы приняли по результатам рассмотрения документов решения о разрешении либо запрете ввоза. Если не учитывать данные по морским пунктам пропуска Большой порт Санкт-Петербург, Морской порт Калининград, Бассейн № 3 БВМБ, то процент таких партий увеличится до 89%. При этом время на осуществление государственного контроля должностными лицами таможенных органов в АПП увеличилось в среднем по региону на 12,1 минуты.

По 0,62 % товарных партий, подконтрольных карантинному фитосанитарному контролю, таможенные органы приняли по результатам рассмотрения документов решения о разрешении либо запрете ввоза. Но при этом время осуществления государственного контроля должностными лицами таможенных органов в АПП увеличилось в среднем по региону на 10,6 минуты.

По 11 % товарных партий, подконтрольных ветнадзору, таможенные органы приняли по результатам рассмотрения документов решения о разрешении либо запрете ввоза. Если не учитывать данные по морским пунктам пропуска Большой порт Санкт-Петербург, Морской порт Калининград, Бассейн № 3 БВМБ, то процент таких партий увеличится до 30). При этом время осуществления государственного контроля должностными лицами таможенных органов в А1111 увеличилось в среднем по региону на 17,2 минуты.

Должностные лица таможенных органов провели транспортный контроль при въезде в Российскую Федерацию в отношении 285291 транспортного средства международной перевозки (ТСМП), при этом был запрещен въезд 569 ТСМП. При выезде из Российской Федерации проведен транспортный контроль в отношении 274740 ТСМП, при этом был запрещен выезд 873 ТСМП. В среднем по региону время осуществления государственного контроля должностными лицами таможенных органов в АПП увеличилось на 12,3 минуты.

При этом необходимо отметить, что программные средства, разработка которых предусмотрена постановлениями Правительства РФ №№ 500, 501, 502 и которые должны автоматизировать выявление должностными лицами таможенных органов товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю, карантинному фитосанитарному контролю и ветеринарному надзору, а также действий по принятым решениям, соответствующими контрольными органами не разработаны.

В соответствии с решениями ФТС России и утвержденными техническими требованиями будет модернизироваться АС «1111». Продолжается работа, проводимая ФТС России по обеспечению информационного взаимодействия с базами данных Россельхознадзора и Ространснадзора.

На основании изменений, внесенных на основании Федерального закона № 394, в статью 14 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», в статью 30 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитрано-эпидемиологическом благополучии населения», в статью 13 Федерального закона № 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в статью 9 Федерального закона № 99-ФЗ от 15.07.2000 «О карантине растений» ввоз на территорию Российской Федерации товаров, подконтрольных Россельхознадзору и Роспотребнадзору, осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - специализированные пункты пропуска). Перечень специализированных пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 21.02.2008 № 109 и ПО установило порядок определения Перечней специализированных пунктов пропуска (далее - Порядок).

До издания соответствующих приказов Минздравсоцразвития России и Минсельхоза России, утверждающих перечни специализированных пунктов пропуска, ввоз подконтрольных товаров допускается в тех пунктах пропуска, в которых созданы подразделения Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

В настоящее время Правительство Российской Федерации своими постановлениями № 442 от 03.06.2011 (далее-ПП 442) и № 557 от 07.07.2011 (далее-1111 557) определило пункты пропуска, предназначенные для ввоза товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий (1111 442) и пункты пропуска, предназначенные для ввоза животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (1111 557).

Простое перечисление в приложении к ГШ 442 пунктов пропуска не является Перечнем специализированных пунктов пропуска. Это же относится и к приложению к 1111 557. Поэтому в соответствии с Порядком, ввоз подконтрольных Россельхознадзору и Роспотребнадзору товаров, продолжает осуществляться в тех пунктах пропуска, в которых работают соответствующие подразделения этих контролирующих органов, несмотря на вступление в силу 1111442 и 1111 557.

По результатам мониторинга, проведенного по указанию ФТС России в автомобильных пунктах пропуска по итогам применения положений Федерального закона № 394 в течение июля и августа 2011 года, уже можно делать определенные выводы о специализации пунктов пропуска по ввозимым подконтрольным товарам. Но также можно судить и о количестве досмотров подконтрольных товаров, проведенных представителями Роспотребнадзора и Россельхознадзора, после принятия решений должностными лицами таможенных органов о направления на досмотр/ осмотр. Процент выполненных досмотров от общего количества подконтрольных партий невелик. Причиной является, в том числе, необустроенность досмотровых зон.

До начала реализации Федерального закона № 394 таможенные органы оценивали возможное снижение пропускной способности наиболее загруженных пунктов пропуска в связи с выполнением должностными лицами дополнительных функций в 15 - 20%.

Действительно, в июле произошло снижение пропускной способности, частично вызванное началом реализации Федерального закона № 394. В результате комплекса принятых мер незначительное снижение пропускной способности наблюдалось только в первой декаде июля, а к концу июля пропускная способность выровнялась и в целом достигла уровня второго квартала 2011 года.

Таблица 1

Количество грузовых автотранспортных средств по въезду в Россию в 2009-11 г.г.

 

Наименование МАПП

За июль

За август

2011 год

август по сравнению с июлем 2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

июль

август

Торфяновка

15652

13695

13625

14758

14462

13445

13625

13445

-1,30%

Брусничное

4957

9905

6917

4917

8562

8208

6917

8208

18,70%

Светогорск

4119

5634

5067

3516

5173

5179

5067

5179

2,20%

Иван го род

2136

2081

1861

2157

2121

2008

1861

2008

7,90%

Убыл инка

3546

4477

4521

3694

4787

4762

4521

4762

5,30%

Шумилкино

1377

1272

1684

1310

1258

1640

1684

1640

-2,60%

Куничина Гора

854

1440

1653

892

1771

1620

1653

1620

-2%

Бурачки

8922

8896

8865

7187

9339

9397

8865

9397

6%

итого

41563

47400

44193

38434

47473

46259

44193

46259

4,70%

Но уже с середины июля ситуация начала выправляться, в том числе за счет прикомандирования должностных лиц других РТУ.

В начале сентября 2011 года СЗТУ издан приказ об усилении таможенных постов региона, расположенных в наиболее загруженных МАШ lax, путем сокращения в их пользу штатной численности аппарата управления в количестве 48 единиц. Данное решение далось нам с очень большим трудом.

В ходе указанных мероприятий все внутренние резервы и возможности таможенных органов региона, включая сокращение управленческого аппарата СЗТУ, были практически исчерпаны.

Однако предпринятые меры не решили существующую проблему в полном объеме. Согласно произведенным расчетам для обеспечения ритмичной работы таможенных постов в пунктах пропуска в условиях применения положений Федерального закона № 394 требуются 398 единиц дополнительной штатной численности. Для сравнения: общая численность сотрудников иных государственных органов, ранее исполнявших функции, переданные таможенным органам, составляла более 860 человек.

Просьба выделить дополнительную штатную численность была направлена в ФТС России. Понятно, что решать эту проблему необходимо на федеральном уровне, так как возможности ФТС России ограничены.

В ходе анализа заявки СЗТУ была согласована потребность таможенных органов СЗТУ в дополнительной штатной численности, с учетом организации дополнительных рабочих мест с целью сохранения максимально возможной пропускной способности пунктов пропуска, в количестве 253 штатные единицы.

Относительно таможенных постов в автомобильных пунктах пропуска, это количество сопоставимо с количеством должностных лиц, прикомандировываемым ФТС России в таможни СЗТУ из других РТУ.

Распределение  прикомандированных должностных лиц по  таможенным

постам в регионе деятельности СЗТУ на период с 12.07.2011 по 26.12.2011______________

 

Таможня

С

12июля

С 13 августа

С 12 сентября

С 25 октября

С 27 ноября

Выборгская

50

44

44

48

48

Кингисеппская

12

4

4

4

4

Псковская

30

20

20

20

20

Себежская

14

10

10

10

10

Калиниградская областная

44

22

22

22

22

Итого

150

100

100

104

104

С учетом выделения дополнительной штатной численности необходимо в ноябре-декабре 2011 года организовать и оснастить дополнительные рабочие места вМАПП.

Возникающие в ходе реализации положений Федерального закона № 394 вопросы решаются таможенными органами в ходе взаимодействия с подразделениями Роспотребнадзора и Россельхознадзора в пунктах пропуска, а также с подразделениями Ространснадзора, Росграницы и Росгранстроя. О возникающих проблемных вопросах регулярно докладывается в ФТС России.

На совместном совещании СЗТУ 15.07.2011 с представителями ассоциации международных автомобильных перевозчиков (далее - АСМАП) и Северо-Западного территориального управления Росграницы принят план мероприятий в условиях реализации Федерального закона №394, направленный на улучшение ситуации на период до конца 2011 года. В ходе этого совещания была выработана позиция каждого из участников процесса: АСМАП - как представителя организаторов перевозок - по вопросам перераспределения товаропотоков с наиболее загруженных пунктов пропуска на менее загруженные, Росграницы - по вопросам реконструкции пунктов пропуска, модернизации каналов связи, СЗТУ - по вопросам, связанным с дальнейшим развитием системы предварительного информирования.

Данный план мероприятий является лишь элементом в борьбе таможенных органов с очередями в наиболее загруженных МАПП в регионе деятельности СЗТУ.

Начиная с 2008 года ежедневно в ФТС России направляется информация о наличии очередей перед МАПП, количестве оформленных ТСМП, количестве занятых рабочих мест. Эти сведения используются для принятия оперативных мер реагирования. Но не все зависит от таможенных органов.

Факторов, влияющих на образование очередей автотранспортных средств перед наиболее загруженными МАПП достаточно много. СЗТУ неоднократно сообщало об этом в различные органы (рост объемов перевозок, нехватка штатной численности ГКО, состояние пограничной и дорожной инфраструктуры, неравномерное прибытие транспортных средств на границу и др.).

Развернутое обращение «О пропускной способности МАПП в регионе деятельности СЗТУ» было направлено в феврале 2011 года руководителю ФТС России. По результатам рассмотрения управления^ ФТС России, а также СЗТУ были даны необходимые поручения. Но при этом было отмечено, что проблема носит межведомственный характер, и не всегда удается добиться необходимых решений, а тем более результатов от иных организаций.

В настоящее время разворачивается работа по обмену информацией с подразделениями государственных контрольных органов в сопредельных пунктах пропуска по фактам отсутствия подачи грузовых транспортных средств из сопредельных АПП, при наличии этих транспортных средств в их накопителях, а также отсутствии приема АТС из российских АПП.

Существенное влияние на образование очередей оказывает сложившаяся логистическая практика перевозчиков: привычка передвигаться колоннами; отдых водителей в накопителях и пунктах пропуска. Нормативных способов воздействия на них, с той целью, чтобы они после завершения всех видов контроля покидали территорию пункта пропуска, нет. Все это снижает пропускную способность МАПП.

ФТС России проводит доработку программных средств, применяемых в пунктах пропуска с целью минимизации ручных операций по вводу сведений в базы данных. Количество этих операций влияет как на общее время оформления, так и на утомляемость должностных лиц, то есть, в конечном счете, на качество контроля. Но вопрос совершенствования информационного взаимодействия с программными средствами   иных   контролирующих   органов   по   имеющейся   информации пробуксовывает, в т.ч. из-за нежелания некоторых ведомств вносить изменения в свои программные средства.

Состояние инфраструктуры автомобильных пунктов пропуска, а также примыкающих участков автомобильных дорог также сильно влияют на образование очередей ТСМП. Для решения данного круга вопросов СЗТУ и таможни взаимодействует с территориальными управлениями Росграницы.

В решении коллегии СЗТУ, состоявшейся 17.11.2011 таможням даны поручения провести анализ загруженности должностных лиц таможенных постов в МА1111 с целью исключения непродуктивного расходования рабочего времени.

 

2. Справка

 

по вопросу о ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации, и Плане мероприятий по поэтапному выводу из Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий региона деятельности Санкт-Петербургской таможни отдельных таможенных операций и таможенного контроля

 

На протяжении последних двух лет реализация Концепции заняла прочное место среди приоритетных направлений деятельности СЗТУ.

Одним из основных направлений реализации Концепции является смещение мест совершения таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, из внутренних районов страны на приграничные территории.

Решением руководителя ФТС России А.Ю. Бельянинова от 07.07.2009 в Северо-Западном федеральном округе были рпределены 13 многосторонних автомобильных пунктов пропуска, вблизи которых предполагается развитие таможенно-логистической инфраструктуры в первоочередном порядке: Торфяновка, Брусничное, Светогорск, Вяртсиля, Ивангород, Куничина Гора, Шумилкино, Убылинка, Бурачки, Багратионовск, Мамоново, Чернышевское и Советск.

К настоящему времени в приграничных районах Северо-Запада построены (реконструированы) и введены в эксплуатацию 10 складов временного хранения, места размещения которых отвечают требованиям Концепции. На всех этих СВХ функционируют таможенные посты либо их структурные подразделения.

С учетом значительного числа организаций - инициаторов создания автомобильных таможенно-логистических терминалов (более 20) и достаточно быстрых темпов строительства приграничной складской инфраструктуры Северо-Западное таможенное управление прогнозирует увеличение количества действующих ТЛТ как минимум в 2 раза в течение полутора - двух лет.

Положительную динамику смещения объемов таможенного декларирования товаров в сторону пограничных таможенных органов региона подтверждают следующие цифры. В январе 2009 года доля товаров, оформленных приграничными таможенными органами Северо-Запада, составляла всего 11% от общего объема ввезенных товаров. В сентябре текущего года этот показатель достиг отметки в 36%.

Вместе с тем, реализация Концепции исключительно путем развития приграничной таможенно-логистической инфраструктуры не будет столь эффективна, как того требуют современные условия, поскольку во внутренних таможнях продолжают существовать более привлекательные места для таможенного оформления товаров.

В связи с этим на повестке дня стоит вопрос об ограничении количества мест оформления во внутренних таможнях, числа должностных лиц, занятых на данном участке работы, либо количества товаров, которые оформляются во внутренних таможенных органах.

Санкт-Петербург является наиболее сложным регионом с точки зрения работы по оптимизации количества и мест нахождения таможенных постов. Широкая номенклатура товаров, оформляемых таможенными постами Санкт-Петербургской таможни, и значительные объемы их декларирования требуют обдуманного подхода и взвешенных решений в этом отношении.

Именно по   этой   причине 26 августа текущего года Руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым был утвержден План мероприятий по поэтапному выводу из Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий региона деятельности Санкт-Петербургской таможни отдельных таможенных операций и таможенного контроля с учетом Перечня товаров, целей использования товаров, категорий лиц, перемещающих товары, а также таможенных процедур, в отношении которых нецелесообразно применять требования об обязательном таможенном декларировании в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Данный план размещен на сайте СЗТУ (http://sztu.customs.ru) и общедоступен.

Включенные в План мероприятия предполагают поэтапное ограничение компетенции таможенных постов Санкт-Петербургской и Балтийской таможен по совершению таможенных операций. Ограничение компетенции таможенных постов, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, позволит увеличить объемы таможенного декларирования на таможенных постах, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Это, в свою очередь, снизит нагрузку на должностных лиц внутренних таможенных постов Санкт-Петербурга и позволит оптимизировать их штатную численность для дальнейшего усиления приграничных таможенных органов.

По состоянию на 30 ноября 2011 года в рамках реализации данного Плана проведены следующие мероприятия:

По пункту 1.1. На протяжении 2011 года СЗТУ организовано и проведено 4 заседания рабочей группы по реализации Концепции, 3 из которых были посвящены вопросам строительства таможенно-логистических терминалов, 1 -перспективам вывода декларирования товаров с территории Санкт-Петербурга.

По пункту 1.2. Информация о мероприятиях, планируемых к проведению в рамках реализации Плана, освещается в СМИ на регулярной основе.

По пункту 2.1. Мероприятия по переподчинению Приозерского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни Выборгской таможне завершены в полном объеме.

По пунктам 2.2. - 2.4. Вопрос о целесообразности переподчинения таможенного поста Автомобильный завод Санкт-Петербургской таможни Балтийской таможне рассмотрен на заседании организационно-структурной комиссии СЗТУ 26.10.2011. По данному вопросу комиссией принято отрицательное решение.

По пунктам 2.5.2.7. Вопрос о целесообразности ликвидации Киришского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни также рассмотрен на заседании организационно-структурной комиссии СЗТУ, состоявшемся 26.10.2011. На нынешнем этапе реализации Концепции ликвидация данного поста была признана комиссией нецелесообразной, но на перспективу была одобрена.

По пунктам 2.32. - 2.35. Вопрос о целесообразности создания на территории Санкт-Петербурга таможенного поста - Центра электронного декларирования был рассмотрен на том же заседании комиссии. Решение по данному вопросу также было отрицательным.

По пунктам 3.1 и 3.2. Взаимодействие с владельцами действующих и строящихся ТЛТ, а также информирование ими таможенных органов о ходе работ по строительству (реконструкции) терминалов осуществляются на постоянной основе в соответствии с установленными Планом сроки.

Комментарии (0)