В конце ноября 2012 года Комитетом по транспорту Гильдии
Профессиональных участников ВЭД был проведен круглый стол, в котором приняли
участие  транспортно-экспедиторские и
судоходные контейнерные компании,  представленные в Санкт-Петербурге.
Целью данного мероприятия было обсуждение  проблем, возникающих при
сотрудничестве Экспедиторов с Линиями.

В результате обсуждения был
сформирован перечень актуальных вопросов, направленных на повышение качества
оказываемых Клиентам услуг, сокращение издержек всех участников ВЭД за счет
повышения эффективности документооборота, сокращения сроков оборачиваемости
контейнерного оборудования, использования электронных каналов связи и т.д.

Просим Вас представить свое профессиональное мнение по предложенному перечню вопросов для дальнейшего обсуждения членами Гильдии и подготовки
консолидированного плана практических мероприятий, направленных на улучшение в
сфере оказания услуг на рынке экспедирования и таможенного оформления грузов,
прибывающих в порт  Санкт-Петербурга.

Вопросы,
требующие рассмотрения и принятия решений:

1. Своевременная выдача документов в Линиях
и переход на электронный документооборот с активным использованием
электронно-цифровой подписи.

Основным фактором
оказания качественного сервиса клиентам является скорость обработки
документации, которая непосредственно влияет на стоимость перевозки. Задержки с
выдачей документов в Линиях влекут за собой дополнительный простой контейнеров
на терминале. И это только первое звено в длинной цепочке действий,
осуществляемых для вывоза контейнера. Считаем возможным и необходимым введение
правил выдачи документов для таможенного оформления в день проведения комиссии
на судне и выгрузки контейнеров на территории терминалов.

К
сожалению, на сегодняшний день, некоторыми Линиями не осуществляется выдача
коносаментов в выходные и праздничные дни. При этом отсчет свободного периода
по хранению контейнера ведется не с даты предоставления документов, а с момента
выгрузки контейнеров в порту.

На основании
вышеизложенного, от имени Гильдии Профессиональных участников ВЭД, просим
настроить работу отдела, осуществляющего выдачу документов, параллельно с
проведением комиссии на судне и выгрузке контейнеров и не выставлять счета за
хранение и сверхнормативное использование контейнерного оборудования в случаях,
когда задержка в  вывозе контейнера на
один-два дня произошла по причине поздней выдачи документов Линией, в то время
как Экспедитор выразил готовность забрать документы в день выгрузки контейнера
с судна.

Также просим
увеличить рабочий день отдела по работе с клиентами и выдачи документов /
релизов до 20-21 часа (по примеру работы таможни).

Многими
судоходными компаниями в настоящий момент Вами не используются в полном объеме
возможности современных технологий, в том числе электронно-цифровых подписей
(ЭП), при взаимодействии с экспедиторами. Дополнительные документы в виде
гарантийных писем под вывоз каждого контейнера, доверенности в оригиналах и
заявки на вывоз на бумаге  - все это лишь усложняет процесс оказания услуг
и не способствует скорейшему высвобождению контейнерного оборудования. Введение
электронного документооборота позволило бы значительно ускорить процесс выдачи
документов и, как следствие, вывоз контейнера с терминала. Предлагаем упростить
процедуру выдачи груза взамен получения электронной заявки от экспедитора, с
которым заключен договор.

Во многих Линиях
Текущая система выдачи документов по удаленным слотам на визит не
выполняет основной функции - предупреждения образования очередей и
своевременной выдачи документов. К сожалению, на выходных днях и в случае
получения незапланированной ранее заявки от клиента, ожидания курьеров в
очереди может достигать нескольких часов. Альтернативой решения данного вопроса
может служить процедура прикрепления “персонального менеджера” к каждому
 экспедитору. В его функции входит планирование времени готовности
документов и прибытия курьера, решение вопросов вне рамок стандартных ситуаций.
Данная схема эффективно работает в ряде крупных Линейных
 представительств, клиенты ею очень довольны.

На Круглом Столе
Экспедиторов и Контейнерных Линий  2012 прозвучало предложение о
целесообразности выдачи, в момент прибытия грузов, разрешения на вывоз “сухих”
контейнеров сроком на 5 дней вместе с комплектом коносаментов. Данный период
является бесплатным при расчете хранения, выпуск и вывоз грузов зачастую
осуществляется в рамках данного срока. Следует также напомнить, что у
большинства крупных экспедиторов с Линиями заключен кредитный договор, по
условиям которого, задолженность погашается по факту вывоза с отсрочкой
платежа. Считаем необходимым и возможным ввести данный принцип в работу
в  2013 году.

Транспортный
комитет 'Гильдии профессиональных участников ВЭД' предлагает также
разработать систему гарантирования выполнения обязательств перед Линиями
членами Гильдии, и в исключительных случаях предъявлять такую гарантию под
выпуск грузов. Просим сообщить приемлемость для вас  данной системы. 

2. Фидерный коносамент.

Необходимость
получения фидерного коносамента с “личкой” таможенного инспектора в оригинале
значительно увеличивает временные и трудовые ресурсы как Линий (которые до
прибытия судов в комплекте для терминалов и Таможни распечатывает и подписывает
несколько копий коносаментов), так и экспедиторов, которые их ожидают и
задерживают выпуск груза в свободное обращение. Несколько лет назад практика
предоставления фидерных коносаментов предполагала наличие в комплекте бумажной
копии, которую перевозчик мог выдать экспедитору заблаговременно, по факту
погрузки на судно в Европе.

На данный момент,
существует острая необходимость отойти от использования бумажных копий,
определить порядок предварительного информирования таможенных органов по
каналам электронной связи. В сентябре 2012 года состоялось совещание с участием
Линий и ФТС, на которое не были приглашены представители получателей, которые
будут непосредственно отвечать за корректное и своевременное предоставление в
Таможню данных по грузу. Как было озвучено на круглом столе, предварительное
информирование планируется реализовать на практике не ранее 2014 года. Считаем
возможным включить Гильдию Профессиональных Участников ВЭД  в данный
процесс. 

3. «Сбор за поздний вывоз контейнера с
терминала» или Late Pick-Up

Данный сбор
вводился исключительно как временная мера еще в 2007 году для ускорения вывоза
с терминала контейнеров, прошедших таможенное оформление. Напомним, что на тот
момент действительно в порту Санкт-Петербурга было огромное скопление грузов,
получатели и экспедиторы не стремились ускорить процесс вывоза, ставки за
хранение грузов вне терминалов были выше. С тех пор многое изменилось,
альтернативные терминалы выгрузки позволяют перераспределять грузопоток, не
доводя количество стоящих в порту грузов до предельного. Клиенты не хранят
груз, используя терминальные мощности, но при этом сбор Late Pick-Up до сих пор
существует. Считаем необходимым отменить данный штраф, ставки за хранение и
использование контейнеров (Demurrage) в Санкт-Петербурге в разы выше
аналогичных европейских и мировых уровней. Легитимность данного сбора вызывает
у непосредственных получателей грузов сомнения, ведь перевозчики не несут
расходов по простою оборудования, соизмеримых с этим штрафом.

4. Фиксация повреждений контейнера при
выгрузке и выезде с терминала.

За последнее
время значительно возросло количество случаев, когда экспедитор получает от
контейнеровладельцев счета за ремонт якобы, поврежденного им, оборудования и
штраф за сам факт повреждения, согласно пункту в договоре. Представители
экспедиторских компаний, участвующие в круглом столе, единогласно поддержали
тот факт, что в настоящий момент не существует четкой инструкции,
устанавливающей порядок фиксирования поврежденного оборудования, если оно
выявлено водителем до вывоза груза из порта. А именно: не определены
ответственные лица в порту, к которым можно обратиться для фиксирования
повреждения в ПСО или др. документах (особенно в ночное время); не хватает
технических средств по фиксированию всех повреждений на момент выгрузки
(видеокамер, датчиков и т.п.).

По данному
вопросу, считаем необходимым разработать процедуру осмотра контейнеров на
выезде с терминала с целью фиксации повреждений контейнера при их наличии.
Приложить ее к договору с каждым экспедитором на следующий год, назначить
ответственных сотрудников терминала, которые бы могли оперативно реагировать,
при возникновении нештатных ситуаций.  

5. Прием порожних контейнеров в условиях
увеличения импортных потоков.

До настоящего
времени многие экспедиторы не смогли компенсировать убытки, возникшие в феврале
2011, когда Линии не принимали порожние контейнеры ввиду скопления оборудования
в порту и несвоевременной эвакуации их своими судами. Следует напомнить, что
штрафы, которые, тем не менее, выставлялись на клиентов, были необоснованными,
но они вынуждены были оплачивать их под давлением со стороны Линий и угроз
заблокировать вывоз других грузов. Считаем ответственностью Линий обеспечить
готовность нужного количества терминалов к своевременному приему порожних
контейнеров при неблагоприятных погодных условиях и/или значительном увеличении
потока контейнеров. Просим дать комментарии по фактам разработки и реализации
мер по недопущению повторения аналогичных ситуаций с порожними
контейнерами. 

6. Информация от Линий о факте сдачи
порожних контейнеров.

Как показал
Круглый Стол, далеко не все Линии обладают оперативной информацией о факте
сдачи порожних контейнеров и не осуществляют контроль за этим процессом. Просим
настроить процедуру оперативного информирования экспедиторов о фактах приема
порожнего оборудования. 

Получение отчетов
о месте и времени сдачи порожних контейнеров поможет минимизировать убытки как
контейнеровладельцев, так и клиентов, позволит своевременно предотвращать
случаи использования чужого оборудования, поступившего в сток по ошибке
перевозчика. 

7. Процедура оспаривания счетов.

Предлагаем
распространить среди всех участников морской перевозки (экспедиторы, Линии)
использование процедуры оспаривания счетов на примере Линии Маэрск (dispute
tool), дающей право экспедитору не оплачивать спорные счета, при этом в
задолженность данная сумма не попадает в течение 3-х дней до полного разрешения
спорного вопроса. Следует подчеркнуть тот факт, что причиной постановки на
оспаривание счета не может служить лишь желание оттянуть момент оплаты. При
указании причины претензии к счету необходимо прикладывать доказательства,
обоснования данного оспаривания.

8. Сверка по досмотрам, проведенным на
терминалах за предыдущий день.
 

К сожалению, до
сих продолжаются случаи позднего выставления счетов за досмотры, которые были
проведены на терминалах таможенными и иными государственными органами.

Экспедитор или
брокер не всегда получает копию акта досмотра, по проведенным ИДК нет
документов в принципе. Позднее выставление счетов влечет за собой невозможность
получить компенсацию по услугам от конечных клиентов. Считаем возможным и
необходимым реализовать следующие правила взаимодействия: во-первых, сверяться
по фактическим досмотрам (раз в неделю Линия может высылать список контейнеров,
по которым была инспекция), во-вторых, прописать срок выставления счетов в
договоре с экспедиторами, гарантирующий предельный срок выставления, по
истечению которого не возникнет дополнительных расходов по отработанным перевозкам.

         Заранее благодарим за конструктивные
предложения и готовность участвовать в процессе повышения уровня  сервиса для Клиентов и совершенствования
технологии  работы всех участников
процесса.

С уважением,Руководитель
комитета по транспорту                                                                                           Д.А.
Красильников