На состоявшемся 29 июня заседании ОКС при ФТС России вторым вопросом повестки дня значился: «Практика применения технологии предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза». Вполне естественно, что с основным докладом выступил начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля В.В. Ивин. Не вдаваясь в подробности (да их там и нет), можно смело констатировать, что в России ФТС успешно победила проблему введения обязательного ПИ. Вот так: тихо и без паники, уверенно и сознанем дела. А то некоторые недальнозоркие предрекали...

 

... Но осадок остался.

Необходимо признать, что образование глобальных заторов на границе после 17 июня многими экспертами прогнозировались с большой верояностью. Некоторыми даже рисовались картины апокалипсиса. Так должностные лица АСМАП на всех площадках, включая Госдуму, с полной решимостью заявляли о наступлении конца света на одной шестой части многострадальной планеты Земля.

Но ФТС, как в лучших боевиках подготовилась к натиску ПИ во всеоружии. Вооружившись запасными клавиатурами, переведя шлейки фуражек в положение на подбородок, в круглосуточном режиме подразделения усиления разместились в информационно- технических службах и на погранпереходах.

Мучительное ожидание... Последние приготовления: щелчки слотов подключаемых дополнительных серверов и куллеров. Портал ФТС замер в ожидании начала... Три, два, один... Началось!

Так как иллюзий почти никто (и надо сказать совершенно справедливо) не испытывал, уже в первые часы, какие-то сбойные ситуации отмечались локально. Тем не менее, в целом, процесс перехода прошел органично.

И граница тоже не удивила: особого затыкания не произошло, то есть последствия происходящего в недрах ЦИТТУ были не так очевидны.

 

Запах победы. Жизнь после Блиц крига

Теперь можно спокойно и вдумчиво поразмышлять, что собственно изменилось и каково оно - жить в условиях обязательного ПИ. Кому стало лучше или легче?

Сделаем это простым сравнением технологии действий таможенного инспектора до и после 17 июня  в сочетании с действиями участников процесса со стороны профессионального бизнеса.

Итак: «До». Cейчас давайте сосредоточимся и вспомним о том, что на протяжении 2 лет мы (и этого уже даже не замечаем) работаем в условиях обязательного представления электронного вида документов при пересечении границы.А это - не что иное, как прообраз обязательного ПИ. Именно против обязательного электронного вида в свое время протестовала АСМАП, расценивая, как лишний элемент нагрузки на бизнес автоперевозок.

Введение обязательной подготовки электронного вида документов для таможенных целей безусловно являлось технологическим прорывом. Инспектору стало не нужно вносить данные самостоятельно, а это, как вы понимаете значительная экономия времени, особенно в случаях со сборными грузами или,  так называемыми, многокодовыми товарами. Да, подобное нововведение стало дополнительной заботой для перевозчиков, но значительно сократило время ожидания водителя в пункте пропуска иположительно повлияло на обшую пропускную способность МАПП. В свою очередь роль оператора непосредственно в пункте по подготовке и передаче электронного вида документов многократно возросла. Благодаря чему спустя некоторое время большинство перевозчиков перешло на  более продвинутый уровень передачи в таможенный орган электронного вида, используя при этом программные средства информационных операторов, отказавшись от забивания информации на дискеты, которые часто просто несчитывались в силу ряда причин. Таким образом получалось избавить водителя от мучительного ожидания того, как таможенный инспектор саморучно введет информацию выбирая из сопроводительных документов.

 Теперь: «После». После 17 июля, образно говоря, обязательный электронный вид преобразовался в обязательное ПИ, лишь добавились временные показатели заблаговременности представления информациции, а именно за 2 часа до прибытия в пункт пропуска.

Пару слов о технолгичности процесса: что собственно изменилось? А ровным счетом ничего не изменилось. Как инспектор сравнивал данные из сопроводительных документов, представленных водителем, с данными в электронном виде на мониторе компьютера, так и сейчас делает тоже самое. На скорость это ну уж точно никак не повлияло.

  

«Средства осуществления мечты»

Поскольку отныне все те, кто перемещает товар через границу ТС, обязаны подавать ПИ, разберемся с имеющимися возможностями это делать.

Как всегда в подобных случаях существует два пути реализации подачи ПИ: платный и бесплатный (поговорку «по случаю» вы сами знаете).

В этой связи интересно поподробней разобрать ситуацию с бесплатным способом «осуществления мечты», поскольку платный способ (профессиональные информационные операторы») – это максимальный сервис с любыми технологическими причудами за ваши деньги.

Итак, к бесплатному сервису относятся два программных комплекса: собственно портал ПИ ФТС и TIR-EPD «АСМАП».

Портал ПИ ФТС. В данном случае правильнее говорить, что это условно бесплатная услуга, так как реализуется на деньги налогоплательщиков из госбюджета. Как отмечают эксперты, положительным является возможность направлять информацию напрямую о несложных однородных товарах. Из минусов отмечается отсутствие интерактива. Из-за отсутствия обратной коммуникации пользователь зачастую остается наедине со своими вопросами. Данное направление хорошо реализовано у информационных операторов в сочетании с круглосуточной техподдержкой - вне конкуренции.

 Продукт TIR-EPD, широко рекламируемый в России АСМАП, как избавление от всех бед разрабатывается на деньги зарубежного происхождения. Даже неглубокое исследование популярности данного продукта в мире, уже говорит об отсутствии знания о нем. Насаждение происходит на просторах постсоветсткой Европы и, мягко говоря, стран с развивающейся экономикой.

Более того, к сожалению, система TIR-EPD  не оправдала возлагаемые на нее надежды. Объем данных подаваемый через эту систему соответствует обязательному перечню сведений требуемых таможенной службой.

Но, как говорится, дьявол кроется в деталях: АРМ таможенного инспектора кроме обязательных сведений требует еще некоторого количества дополнительных сведений, которые инспектор должен вводить вручную, что естественно не вызывает у него восторга, особенно при многотоварных партиях. А учитывая то обстоятельство, что в  TIR-EPD  код товара принимается в Гармонизированной системе, а не в ТНВЭД добавляет недовольства таможенника на посту.,.. Со всеми, вытекающими отсюда последствиями.

 

«Пограничное состояние»

Это особенный предмет для разговора. Именно широкое использование перевозчиками способа подготовки и представления информации в электонном виде через информационных операторов заставляет сделать определенные выводы. Как можно с одной стороны говорить об АСМАПовском продукте TIR-EPD, уверяя всех в том, что именно в нем избавление от всех проблем, при этом не делать в нем ПИ и расчитывать на то, что именно там, в пункте пропуска, причем платно, профессионально и быстро информационными операторами будет подготовлен электронный вид и переслан инспектору. Говорит само за себя! Даже сейчас, при требовании представления за два часа, очень многие перевозчики используют бизнес-схему с оператором в пункте пропуска. А почему? Да просто это удобней. И все увещевания АСМАП о том, что наличие операторов порождает пробки и дополнительные расходы становятся неуместными. Очень, уж похоже, что несовершенство TIR-EPD и желание самим, разместиться на переходах, дорабатывать информацию в своем «хваленом программном комплексе», но уже в режиме «за плату», являются действительными причинами громких заявлений.

Компания перевозчик и водитель в частности вообще не заморачиваются, что и как,

 

Бозон Хиггса нам не поможет

Пока ученые с таким усердием работают над вопросами происхождения вселенной, давайте здесь и сейчас попытаемся ответить на вопрос: а что же поможет нам?  Я имею ввиду жизнь в условиях обязательного ПИ.

Нам поможет только наличие недостающего звена в цепи, я имею ввиду: СУР (система управления рисками). Говорить о российской таможенной СУР правильнее, как о табличке показателей уровней стоимости товаров, которая не имеет ничего общего с лучшими западными образцами,  замешанными на мощи искусственного интеллекта, анализа множества баз данных и глубокой оперативной осведомленности о противоправных действиях. Причем эти методы постоянно совершенствуются, объем анализа информации увеличивается. В итоге «нерисковые» товары 95-99% «пролетают» границу в смысле скорости таможенного контроля. Все действия, которые таможенный инспектор может предпринять в отношении данного товара по итогам полученного ПИ, указаны на мониторе. Дорогая и очень «умная» СУР, обогащенная результатами оперативной информации спецподразделений, укажет уровень вмешательства (таможенного контроля) в процесс прохождения товаром границы.

Вот бы и нам так….